Бхайрава-Кали-Мандала имеет два основных понимания: интровертивное и экстравертивное. Экстравертивное понимание важно на пути абхичары: магии, направленной на достижение материальной выгоды во имя всестороннего жизненного процветания. Интровертивное понимание важно на пути недвойственного радикального тантризма: магии, направленной на быстрое обожествление адепта, и через это уничтожение его сансары и обретение бесконечной божественной гармонии. В этой статье я опишу интровертивное применение мандалы, включая каулическое отношение к Агхорайамале, Гхорайамале и Гхоратарайамале.
Основными медитативными практиками каула марги являются практики позволяющие адепту обожествиться, вместе со всем окружающим его миром. Они направлены на уничтожение сансарического способа восприятия действительности, на божественный способ восприятия действительности.
Сансарический модус таков: «Я – маленькое смертное существо, живущее в большом мире, где радости опять уходят, а неприятности снова приходят. Я не всезнающ, не всесилен и не удовлетворён полностью. И потому я периодически заблуждаюсь, ошибаюсь, жажду одних феноменов и боюсь других феноменов».
Модус дживанмукты: «Я – божественность, в ком находится вся вселенная, а также один психо-физический организм, который я раньше считал собой. Как бездна я неограничен, неисчерпаем, непоколебим, всемогущ. Я радуюсь своей сути и моим вселенским проявлениям. Всё, что воспринимает психофизический аппарат человека, которым я себя считал, является моими радостными манифестациями». Чтобы обрести такое осознавание адепт практикует комплекс мистико-магических медитаций. Каждая из медитаций этого комплекса разными способами и с разных сторон укрепляет в адепте божественное восприятие. В результате адепт обожествляется, реализуется дживанмуктой. Приведу пример таких медитативных упражнений и обожествляющих ритуалов.
Известно, что на человека влияют три великие энергии – Агхора, Гхора и Гхоратари. Агхора несёт его в божественность, Гхора вращает на одном месте, Гхоратари тащит человека вниз, в деградацию и худшие реинкарнации. Некоторые мистики практикуют призывание Агхоракали с целью усилить её воздействие на них. Вместе с этим они практикуют призывание Гхоракали и Гхоратарикали и просят чтобы они ослабили своё воздействие на адепта. Это не очень эффективный путь, так как упование на одну богиню в схватке с двумя другими богинями сомнительно: бой одного воина против двоих могучих противников – не лучший расклад. Мировоззрение порождающее такую практику несовершенно и невыгодно.
Существует мистико-магический ритуал обращения к верховной богине Махакали с просьбой усилить действие Агхоракали и ослабить действие Гхоракали и Гхоратарикали. Такую медитацию порождает более совершенное мировоззрение, поскольку верховная Кали обладает наибольшей силой. Однако это тоже не самое оптимальное мировоззрение, так как в нём присутствует некое слабое существо, вынужденное обращаться к некой могучей внешней силе с просьбой помочь решить этого существа личные проблемы. Насколько адепту поможет Махакали в данном случае – трудно сказать. Есть третий вид решения вопроса, он рождается каулическим мировоззрением. Адепт осознаёт то, что он и есть божественность – Махакалабхайрава и Махакали в их единстве. А три богини – являются его собственными энергиями, тремя органами его вселенского тела. Как известно, органы тела не воюют ни друг с другом, ни с обладателем тела. Они пребывают в полной гармонии.
Мистико-магический ритуал заключается в том, что адепт отождествляет себя с божественностью и медитирует над мантрической формулой: «Агхоракали, Гхоракали и Гхоратарикали все вместе являются частями моей вселенской формы. Я приветствую и почитаю себя как бога Махакалабхайраву и богиню Махакали в их единстве!» Мы видим, что при таком восприятии исчезает необходимость сражения, необходимость обращения за помощью. Вместе с исчезновением маленького существа, являющегося жертвой и игрушкой чудовищных энергий. Это каулический подход. Ситуация нашей жизни и действия которые нам приходится в жизни совершать напрямую зависят от мировосприятия. От манеры воспринимать реальность. Адепт каула марги учится не воспринимать реальность невыгодными способами и воспринимать её наивыгоднейшим способом. И это действует изумительно, великолепно, потрясающе эффективно.
В каулической традиции существуют медитации призванные обожествить психофизический организм адепта, и через это обожествить весть мир вокруг адепта. Приведу пример одной из таких медитаций: почитание мандалы божеств психофизического организма. Она начинается с восприятия праны как бога Ганеши почитаемого адептом. В данном контексте под праной понимается сила выдоха в частности, и любые процессы «изнутри вовне». После этого внимание адепта направляется на апану, которая воспринимается как бог Ватука и почитается адептом. В данном контексте под апаной понимается сила вдоха в частности, и любые процессы «извне внутрь» в целом. Ватука и Ганеша являются сыновьями Шивы и Шакти и привратниками их храмового чертога. В данном случае под храмовым чертогом понимается тело адепта. После входа в тело адепт направляется к его сущностной оси, символизируемой сердцем и серединой восьми лепесткового лотоса. В центре лотоса сущностного сердца пребывают Бхайрава и Кали. Адепт почитает их как свою сущностную природу: божественный принцип и его всемогущую силу. Пракашу и вимаршу. Изначальное «я» и «я существую». После этого адепт начинает ритуал почитания божеств, пребывающих на восьми лепестках сердца-лотоса, начиная с восточного лепестка. В этом лепестке пребывает Брахми – богиня интеллекта. Она утверждает в сознании всё воспринимаемое из внешнего мира и подносит всё это как подношение Бхайраве и Кали, призванное доставить радость. После этого на юго-востоке почитается богиня Шамбхави, являющаяся воплощением ахамкары («эго»), которая почитает Бхайраву и Кали подношением им восприятия «самости», для радости и наслаждения игрой. Затем, на южном лепестке почитается богиня Каумари, являющейся богиней ума. Эта богиня манифестирует себя в виде идей и определений, преподнося это Кали и Бхайраве в дар, в качестве радостной и наслаждающей игры. После этого почитается богиня Вайшнави. Она пребывает на юго-западном лепестке и является богиней звучания. Вайшнави создаёт все звуки вселенной и преподносит их как вселенские мелодии в дар Кали и Бхайраве. Следующая богиня, почитаемая согласно каулическому церемониалу на западном лепестке – Варахи. Она является богиней тактильных ощущений и творит ощущения касаний, поднося узор из них Бхайраве и Кали, ради наслаждения. Затем адепт обращает внимание на северо-восток, где на лепестке лотоса пребывает Индрани – богиня мира визуальных образов. Она творит свои шедевры в виде образов и узоров их комбинаций, преподнося всё это Кали и Бхайрави как радующие дары. После этого адепт почитает богиню мира вкусов – Чамунде, чей язык вечно высунут. Она создаёт и пробует разные вкусы, поднося это Кали и Бхайраве во имя радости. Затем адепт почитает на северо-западе богиню мира ароматов – Лакшми, которая проявляет мир запахов и дарит их Кали и Бхайраве.
В результате практики впечатления и психические процессы направляются из внешнего мира в изначальное сознание, и у адепта усиливается восприятие своей божественности и того, что мир находится в нём. После завершения почитания божеств лотоса, адепт выражает почтение Кшетрапале, располагающемуся вокруг лотоса в его ауре, защищающему адепта со всех сторон, являющемуся воплощением Брахмана, атмана, шести систем философии, тела адепта и тридцати шести таттв мироздания.
В завершении медитативного церемониала адепт каула марги почитает всю мандалу сияющих божеств, присутствующих в священном храме его тела. Таким образом йогин реализует то, что его тело и всё, что оно осознаёт и воспринимает – является чистой манифестацией божественности и не является чем-то плохим, грязным и греховным. Надлежит навсегда утвердиться в этом божественном восприятии — обрести дживанмукти.
А. М. Джайадхар