Согласно ряду источников, в мандале капаликов Рурубхайрава является манифестацией Брахмы, а в некоторых последующих тантрических традициях он является манифестацией Рудры. В мандалах он располагается на юго-востоке, как и бог огня Агни, так же, как и планета Венера, почитающаяся индийцами как учитель асуров – бог Шукра (Шакра, Чакра). В микрокосмических тантрических мандалах Рурубхайрава и его шакти Махешвари отождествляются с ахамкарой (эго). В связи с этим архетип Рурубхайравы включает в себя некоторые черты Агни и Шукры, однако основными качествами и характеристиками Рурубхайравы являются характеристики Брахмы и Рудры. Наряду с Рурубхайравой «брахманические» проявляения в бхайрава-кали-мандале свойственны Аситангабхайраве и, как ни странно это звучит для профанов, Капалабхайраве.
Последний является «Антибрахмой», нарушителем брахманических законов и верховным преступником, по сути – «Брахмой» радикального тантризма, радикального трансгрессивного аскетизма и преступного мира. В Аситангабхайраве и в Рурубхайраве черты Брахмы проявляются по-разному. Аситанга создал этот призрачный мир посредством своей черной магии, как Вишну он поддерживает его существование, как Шани осуществляет в нем процессы воздаяния и как Шива уничтожает в этом мире то, что должно быть уничтожено. Располагаясь на востоке, месте царствования бога Индры и Солнца, он является темным солнцем своего сотканного наваждением мира и его верховной маскулинной силой, освещающим мир тайных знаний. То есть Аситангабхайрава – это Брахма-чернокнижник и сумеречный Вишну, порой действующий в манере Шани, Сатурна. Рурубхайрава же – это Брахма первозданного мира дикой природы, ее первопредок и праотец, что по сути можно сказать и о Шиве Пашупати, и через его суровый аспект Лакулиша – о Рудре. Он подобен огню жизни, могущим быть и огнем смерти, когда жизнь какой-либо стихии или какого-либо существа гасит жизненную силу другой стихии и другого существа. Он может действовать коварно, как Шукра – гуру асуров. Таким коварным актом является фирменное рудраистское провокационное поведение, вызывающее в профанах поток негатива в сторону адепта, что приводит к переходу плохой кармы адепта на профанов, а их хороших качеств – на адепта.
На юге Индии Рурубхайраву изображают божеством белого цвета, держащим в руках меч, сосуд, антилопу и топор, передвигающимся на быке. В гималайской Индии и Непале Рурубхайрава обычно имеет тело пепельного цвета и гораздо реже – зеленого цвета, держит в руках атрибуты североиндийского Шивы, плюс антилопу южноиндийского Шивы и вину – музыкальный инструмент близкий к лютне. Нередко в гималайском регионе Рурубхайрава изображается как Чаричиканатха, танцующий со своей шакти по имени Чаричикамба на теле вампира или мертвеца. Это не удивительно, если учесть то, что согласно тантризму и мифологии Рурубхайрава яляется предводителем не только йогинов, диких людей и зверей, но и вампиров. Согласно описаниям, свойственным ряду других индийских традиций, о чем свидетельствует Э. Шалье-Висувалингам, Рурубхайрава имеет тело белого цвета, украшен орнаментом из рубинов (рубин также считается камнем Рурубхайравы в южноиндийских традициях), держит в руках акшамалу, то есть четки, слоновье стрекало, священный текст и музыкальный инструмент вину.
Супругой Рурубхайравы является богиня Махешвари, то есть Парвати. Она же – Рудрани, Раудри. Махешвари обычно изображается богиней белого цвета, в разных случаях с разным числом рук, держащей в руках трезубец, барабан дамару, четки, сосуд с водой, топор, меч, копье, капалу и антилопу. Она украшена ожерельями, гирляндами и браслетами из живых змей, ее волосы собраны в джатамукуту, украшенную полумесяцем. Богиня передвигается на быке, вместе со своим богом Рурубхайравой. Фактически, говоря о Рурубхайраве, мы должны говорить о боге грозных стихийных сил Рудре, обладающего чертами «Брахмы дикого мира» — Пашупати, проявляющегося яро как Агни и Марут, могущего проявиться опасным мудрецом-трикстером, как Шукра.
В пантеоне древних ариев Рудра являлся одним из самых могущественных и уважаемых богов пантеона свастики.
В Ригведе, самом древнем дхармическом индоарийском тексте, дошедшем до нас, можно найти 75 обращений к Рудре. При этом Рудра является особым богом. В отличие от других богов к нему обращаются не с просьбами одарить людей чем-либо, а просьбами о милосердии: «Ни детям нашим (или) внукам, ни нашему сроку жизни, ни нашим коровам, ни коням не причини вреда! Не убей, о Рудра, рассвирепев, наших мужей! С жертвенными возлияниями мы всегда призываем тебя». То есть, говоря по-простому, «о, бог жестоких стихий, не дай нам пиздюлей!». Бога Рудру боялись так, что алтарь ему устанавливали не на востоке, как всем остальным божествам, но на суровой северной стороне. Рудра описывается могучим богом, вооруженным луком и черными стрелами, быстро летящим, носящим косу, сопровождаемым Марутами – божествами бурь. Считалось что Рудра повинен в смерти охотника от дикого зверя, в урагане, пожаре и землетрясении. Он считался божеством приносящим болезни, а также тем, кто излечивал от них: к нему обращались с молитвами о здоровье и именовали «Обладателем тысячи целебных средств», «Самым исцеляющим из целителей». Связь Рудры с болезнями и излечением от них уже в пуранический период отразилось в целом ряде эпитетов, например Вайдьянатха — Владыка врачей. «Ригведа» неоднократно называет Рудру «Гхора» — ужасный. Это слово, однако, имеет и другое, менее известное значение: «безупречный»; «безукоризненный»; «прекрасный». Также Ригведа называет Рудру «отцом мироздания» и «владыкой этого мира». Как и Шукра, Рудра благоволит к асурам. В Ригведе сказано: «От владыки этого огромного мира, от Рудры никогда ведь не отдаляется асурская сила!» Рудра, также, является властелином над всеми зверями, одно из его имен – Пашупати, Пашупата (Beast Master) – владыка зверей. Рудра породил мистико-магическую традицию Пашупата.
Пашупаты почитают божественность как Рудру Пашупати – грозного владыку природных стихий, людей и зверей. Однажды божество вошло в мертвое тело брахмана, лежавшее на погребальном костре, и оживило его. Таким образом, Пашупати проявился на Земле как святой мудрец Лакулиша, который передал людям устные наставления, а также священный текст – Пашупатасутры. Пашупата дхарма предназначается для брахманов мужского пола, она включает в себя четыре жизненных периода. Сначала адепт живет возле храма Шивы и уподобляется своему божеству, приведя свое тело и свое поведение в соответствие со своим божественным архетипом – Рудрой Пашупати, медитируя на пентаду мантр Яджурведы. Усыпав свое тело пеплом, он неистово хохочет, танцует и поет, славя божество.
На втором этапе аскет покидает храм и живет среди людей, прося у них подаяние в виде еды. Он скрывает факт того, что является адептом пашупаты. Притворяясь психически больным человеком, фриком и скандалистом, он ведет себя провокационно. Люди, возмущенные поведением адепта, плохо о нем отзываются, ругают его. А он прощает их за это. В результате, дурная карма адепта и его недостатки переходят к тем, кто его ругает, а их хорошая карма и достоинства – переходят к адепту. Очищенный через такой обмен кармой адепт вступает в третий этап пути. Он селится в какой-либо пещере, лесном шалаше или в руинах здания, практикует медитацию, повторяя пентаду мантр Яджурведы, и питается тем, что смог найти сам. Этап завершается тогда, когда адепт достигает отождествления себя с Рудрой, и не нуждается более в мантрах. На четвертом этапе адепт селится на шмашане и живет там до самой смерти. После смерти, по воле Рудры, адепт избавлялся от всех страданий и обретал совершенные качества своего божества.
Путь лакула марги развился из пашупати марги и представляет собой ее радикальную ветвь. Адепт пути лакула должен жить бродягой, украшенным ожерельем из человеческих костей, странствующим по миру, опираясь на кхатвангу – посох с насаженным на него человеческим черепом. Он должен собирать милостыню в чашу, сделанную из человеческого черепа – капала-патру. Его священный брахманский шнур должен быть сделан из кожи змеи. Он носит набедренную повязку, его тело покрыто пеплом и разрисовано символами божества. Он может пить и есть все, что захочет, так как он отождествляется с Рудрой, а Рудру ничто не в состоянии осквернить. Адепт почитает Рудру как верховного убийцу, в том числе и убийцу священных брахманов. В этом Рудра, то есть Рурубхайрава, идентичен с вождем преступников Капалабхайравой. Само имя Рудра переводится как «яростный», «ревущий», «красный». Как же переводится имя Рурубхайрава? С санскрита «руру» переводится как «рычащий», «ревущий», «антилопа», «волк», «собака», «дикий зверь», «дикое плодоносящее дерево».
В версии мифа о Бхайраве, описанной в Канда пуране, Бхайрава испытывает мудрецов, подослав к ним красивую проститутку Мохини. На самом деле эта куртизанка была богом Вишну, которого Бхайрава попросил принять эту форму. В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду, в то время как Бхайрава в форме нищего соблазнил их жен. Позже мудрецы и их жены встретились в лесу и поняли, что они стали жертвами чужой хитрости. Мудрецы решили отомстить. Они вызвали к жизни ужасного тигра, и он напал на Бхайраву. Но Бхикшатана одним ударом убил тигра и надел его шкуру как набедренную повязку. Затем мудрецы наслали на Бхайраву огонь, но он превратился в трезубец.
Тогда они послали сразить Бхайраву огромную антилопу, но Бхикшатана поймал ее левой рукой. Риши наслали на Бхикшатану змей, но тот использовал их в качестве украшений. Тогда мудрецы призвали заклинаниями демонов, и натравили их на Бхайраву. Но Бхикшатана успокоил их одним жестом руки, и они, признав его лидерство, поклялись служить ему. Вся магия мудрецов оказалась бессильна против Бхайравы, и они согласились следовать бхайрава-кали-дхарме. С тех пор Рурубхайраву изображают держащим антилопу в одной из рук. Более того, одним из его тотемов является могучий самец антилопы.
В бхайрава-кали-абхичаре Рурубхайрава (он же Шива Пашупата), и его супруга Махешвари (она же Раудри), олицетворяют царство дикой природы. Это измерение располагается на юго-востоке мандалы. Функция этих божеств – управление силами первозданной природы.
Их махасиддхи: могут даровать невероятную жизненность, обучить мудрости и таинствам дикой природы, помочь продвинуться в естественных науках и через это управлять окружающим миром. Их сиддхи: могут натравить на врагов адепта стихийные бедствия, диких зверей и болезни, могут помочь адепту обрести гармонию с природой, наделить здоровьем, исцелиться, успешно охотиться на существ, включая двуногих и четырехногих «оленей», на биологическом уровне контролировать свою территорию и умножать ее процветание, побеждать врагов, заручиться поддержкой природных духов и звериных тотемов, изготавливать лекарства и яды, повышать фертильность и исцелять от бесплодия, усиливать плодородие и увеличивать урожай, возбуждать сексуальное желание, женщинам – привораживать мужчин, мужчинам – привораживать женщин, увеличить жизненную силу адептов, укрепить иммунитет.
Приворот, осуществляемый Рурубхайравой и Махешвари, отличается от приворота осуществляемого Унматтабхайравой и Варахи. Боги первозданной дикой природы божеств вызывают в людях здоровые биологические инстинкты основания семьи, деторождения, защиты семьи от бедствий и обеспечения семьи процветанием. Приворот же Унматтабхайравы и Варахи осуществляется силой ментальной и эмоциональной одержимости, а также похоти. Когда Рурубхайрава и Махешвари проявляются в человеке негативно, это приводит человека к звериным вспышкам гнева и животной похоти, вызывает отупляющее впадение в тамас или вызывающее страдания отделение себя от природы и ее естественной, здоровой жизни.
В своей антропоморфной манифестации в мандале бхайрава-кали-абхичары Рурубхайрава проявляется как бог, имеющий тело цвета меди или спекшейся крови – темно-красное, с зеленым отливом. Вокруг его головы – аура из змеящихся молний. Вокруг шеи – четки из рудракши и ожерелье из черепов разных существ.
Как у Аситангабхайравы, брахманский шнур Рурубхайравы сделан из живой змеи. В руках он держит топор, антилопу, барабан-дамару, еще одна его рука находится в позиции абхайа мудра. Рурубхайрава одет в плащ темно-синего и зеленого цвета, бедра опоясывает шкура дикого зверя. Антропоморфная манифестация Махешвари выглядит так: тело богини цвета меди или спекшейся крови, темно-красное, с зеленым отливом. Вокруг ее головы аура из змеящихся молний, ее волосы огненные. Вокруг шеи богини четки из рудракши, гирлянда из черепов разных существ, гирлянда из цветов и ожерелье из змеи. В руках Махешвари держит лук, черную стрелу, сосуд; еще одна ее рука расположена в позиции варада мудра. Махешвари одета в зеленое и темно-синее. Ее тайное имя – Парамагхора, «Запредельно ужасная». Ваханами этой пары божеств являются бык, змея, зеленый попугай и олень; тотемами – волк, медведь, антилопа или олень, змея, зеленый попугай, сова. Их небесный спутник – бог Шукра (Венера), их соседствующий спутник – бог Агни. Племена, которым покровительствуют Рурубхайрава и Махешвари-Раудри: асуры, духи природы, веталы (вампиры), звери.
Рурубхайрава
В пантеоне бхайрава-кали-мандалы этот бог и эта богиня, как и Унматтабхайрава и Варахи, при всей их губительной силе, являются самыми жизнеутверждающими и исцеляющими божествами.
В Абхичаре к Рурубхайраве и Раудри обращаются тогда когда требуется следующая магическая помощь: магия здоровья и исцеления, магия любви, защитная магия.