Биджа «hrīṃ» согласно коду Матрика уровня пара и апара

Этот великий слог могущества абхичары именуется Раудри-биджа, а также – Махамайа-биджа. Поскольку это биджа шакти, заправляющей всем, что происходит в этой вселенной, без нее не обходится ни одно серьезное колдовство. Вот как «hrīṃ» открывается силой кода матрики: пустое пространство изначального сознания Высшей Реальности (вйома), неограниченное ничем, реализует свою свободу от неограниченности в проявлении «внешней» манифестации («h»), основой которой является принцип ограниченности, конечности, фрагментации сферы познания «rа» (ограниченность знающего, знаемого и способов познания).

Проявив из единого неделимого – мир множественности и познав свою нерасчлененную природу во множестве ограниченных «форм» своей же манифестации, вновь достигается «ṃ» состояние неразличающего чистого «знания» природы реальности.

Такая трактовка делает акцент на том, что в нашей традиции майа не рассматривается как некая бесполезная или вредная иллюзия, морок, обман и препятствие. Напротив, майа рассматривается как проявление абсолютной свободы и как инструмент и способ достижения цели.

Разархивирование биджи «hrīṃ»

Разархивирование великого семени всемогущества осуществляется следующим способом: фонема «hа» — апара-висарга, она соответствует этапу, когда «ḥ» («:») — парапара-висарга разворачивается в силу своего изобилия и тут же становится аспектом «ha», т.е. внешней манифестации. Обретение состояния «ha» приводит к существованию структуры бесчисленных категорий, символизируемых фонемами «k» и т.д.

Фонема «ra» является результатом уплотнения «ṛ» и «ṝ». Когда первичный импульс спанды (иччха) выводит махабинду (семя творения) из состояния равновесия, происходит «разрыв» единства двух принципов (Шива/Шакти). В момент «разрыва» иччха предстает двумя «формами света» (условно – «молния» и «вспышка»), выражающими два аспекта до когнитивного импульса распространения/возникновения («ṛ» + «ṛ» и «ḷ» + «ḹ»). Имеется в виду, что сама возможность «осознавать» основывается на двух базовых факторах, динамических по своей природе:

  • импульс, инициирующий «начало» процесса или явления чего бы то ни было. («Начало» или «момент/точка» возникновения чего бы то ни было несет в себе возможность конечности или ограниченности, проявляющейся в разных аспектах);
  • некая «продолжительность» или «протяженность/длительность» явления (динамическая связанность последовательности изменяющихся «моментов/точек» проявляется для эмпирического сознания как «пространство/время»).

Отсутствие одного из этих факторов означает отсутствие их обоих, а также – отсутствие возможности «осознавать».
«ṛ» и «ṝ», неизменной и нерушимой основой которых является вйома, пустотное пространство сознания, представляют собой световую форму иччха-шакти в виде «вспышки» (мига/точки/начала/истока), что, по сути, является началом «фрагментации» целого. Из этого пустого пространства (вйома) проявляются во время разворачивания (сришти) мировой системы четыре состояния сознания. В нем же они растворяются во время сворачивания (самхара).

Таким образом, с одной стороны «ṛ» и «ṝ» заключают в себе возможность конечности, ограниченности, проявляющейся, в первую очередь, как ограниченность возможности познания (ограниченность познающего субъекта, познаваемых им объектов и способов познания), что выражено фонемой «rа», олицетворяющей канчуку «видйа». В то же время «rа», проявляясь для эмпирического познающего «ограничителем сферы знания», с другой стороны, одновременно несет в себе возможность достижения изначального неограниченного единого источника любой ограниченности, заключая в себе сам принцип постижения, познания как такового.

Поэтому «rа» представляет собой огонь пробуждения; а биджа «raṃ» является семенной биджей огня познания (прамана-теджас).
Теперь раскроем значение «ī». Актуализацией потенциала (силы, способности, воли) к динамике, изменению, движению является динамизм как таковой, как принцип изменения, движения. В этом смысле его можно описать как импульс, напряжение, предрасположенность, энергия намерения (воли, желания), не имеющая конкретной направленности.

Символически подобное состояние можно сравнить с набуханием семечка, являющимся первым шагом в возникновении дерева. Набухая, семечко становится «предрасположенным» проявиться в форме дерева, само же дерево существует в этом состоянии чисто потенциально. Однако в отличие от семени, которое не может, например, отказаться развиться в дерево, если все условия для его развития обеспечены, абсолютный субъект свободен проявляться либо не проявляться.

Абсолютное сознание в аспекте динамизма, представляющего собой движение, изменение как принцип, называют ишана (владычество) и обозначают гласной «ī» (ii). Написание в виде «ii» подчеркивает аспект неразделенности и самодостаточности: единый не расчлененный субъект (i) силой своего желания (i) производит изменения в себе самом. Употребление термина «владычество» подчеркивает то, что на данном этапе возникшее напряжение, импульс, желание изменения (из небытия в бытие или наоборот) еще не получили конкретной направленности, то есть изначальный субъект здесь связывает собой бытие и небытие. Таким образом, он не ограничен ни бытием, ни небытием, а значит, превосходит их, «владеет» ими. На этом этапе становится очевидным, что возникший импульс, активная предрасположенность к изменению, энергия воли (желания), может развиваться в двух направлениях – «наружу», то есть в сторону проявленности, бытия, и «внутрь», то есть в сторону непроявленности, небытия. Под движением «наружу» понимается фаза возникновения «я-сознания». Это фаза творения, которая в своем развитии на следующих этапах приводит к созданию феноменального мира (мира познаваемых объектов). Под движением «внутрь» понимается фаза исчезновения «я-сознания». В технической терминологии КШ эта фаза называется пралаей, или поглощением, растворением всех форм имманентного миропроявления пустотой, Абсолютным Сознанием, покоящимся в самом себе.

Важно отметить, что обе эти фазы приводят к «отрицанию» трансцендентности изначального познающего субъекта, так как в обоих случаях происходит разделение (различение) сферы бытия и сферы небытия; то есть цельное восприятие сменяется фрагментарным, что является началом объективизации. Таким образом, энергия воли (желания), единая с абсолютным сознанием, а значит, являющаяся источником всех возможных последующих эманаций различных аспектов единой энергии, является также и их причиной. Дальнейшее развитие возникшей напряженности (энергии желания), не имеющей конкретной направленности, предполагает наличие определяющей способности, то есть способности определять вектор направления активности сознания (здесь: направленность «внутрь» либо «наружу»). В случае эмпирического субъекта направить активность сознания – значит обратить внимание.

Направление активности сознания в любом из направлений (внутрь либо наружу) является отрицанием другого направления, фрагментацией цельного восприятия. По сути это – отрицание трансцендентности изначального познающего субъекта, ведущей к проявлению имманентности (проявлению мира познаваемых объектов). Иначе говоря, определение направления активности сознания, то есть фрагментация изначально цельного восприятия, в дальнейшем ведет к изменению способа познания. Субъективный способ познания (непосредственное неразделенное самоосознавание) сменяется субъектно-объектным способом познания, базирующемся на принципе разделения. Способность определять (выделять, разделять) является базовой для возможности существования субъектно-объектного познания и ведет в дальнейшем к появлению мира познаваемых объектов.

Понятно, что принцип различения (разделения) содержит в себе в неявной форме и принцип тождества. Грань, разделяющая один феномен от другого, соприкасаясь и с тем и с другим (то есть, являясь общей, тождественной и тому, и другому), тем самым объединяет, «связывает», «удерживает» их вместе. Тот, кто постигает симптоматику различий, постигает корень, от которого эти различия проистекают.
Таким образом, на следующих двух этапах изначальное «я-сознания» рассматривается в аспекте знания, то есть с точки зрения способности познавать и процесса познания.

Бинду «ṃ» это ануттара, содержащее внутри себя в тождественности с собой все свои самовыражения. Тем самым ануттара уже отличается от прежней своей формы – «а», которая являлась первым этапом самопроявления. Это отличие, проявляющееся в аспекте знания, отражается в том, что для ее обозначения используют бинду «ṃ», выражающую сущность реальности в аспекте знания. Бинду «ṃ» соответствует этапу растворения внутренней манифестации в ануттара и отражает состояние не расчлененного знания универсума.

Краткое описание биджи «hrīṃ»

Если описать «hrīṃ» очень просто, то «ha» это Шива и Шакти, «ra» это «огонь»:

  1. максимально мощное проявление «ī»;
  2. божественное видение;
  3. свет ограниченного видения.

«ī» это торжество владычества божественной воли. Фонема «ṃ» это Шива: ануттара, которое отражает состояние не расчлененного знания универсума. При правильной медитации на «ṃ» происходит погружение сознания в свою изначальную природу.

Сиддхешвари Джайдхар