Когда западные люди слышат слово «тантра», в голове очень многих возникает ассоциация со словом «секс». Когда я слышу от обывателей выражение «практиковать тантру», то понимаю, что в 90% случаев из 100% речь идет о сексуальном совокуплении. Таким образом профаны относятся к тантризму. И если считают себя практиками тантризма – это значит они занимаются того или иного вида совокуплением, перед этим выпив алкоголь, при зажженных благовониях и свечах, возможно при сопровождении каких-то мантр. Такие люди не практикуют при этом очень многое из того, что включает в себя подлинный тантрический ритуал. Они не знают многого из того, что эротический церемониал в себя включает, а то, что им известно – кажется непонятным и не очень важным в его практике.

В результате они практикуют пародию на каулическую садхану и являются клоунами. Реальная практика тантрической майтхуны совсем не так проста, как она кажется.

Когда австралийский ученый Джон Дупуче приступил к изучению двадцать девятой главы Тантралоки, посвященной сексуальному медитативному церемониалу Каула Марги, то первое, что он испытал, было далеко не эротическим чувством. Первым, что ученый испытал, было замешательство.  То же самое ощутил и я, как только прикоснулся к этой дисциплине. И чувство это не покидало меня на протяжении долгих лет. Я не мог понять, что к чему, почему и каким образом. Если представитель нью-эйджевской псевдотантры начинает свою «тантрическую практику» с майтхуны, то в моем случае тантрическая майтхуна была одним из того, что я начал практиковать позже всего.

Это указывает на то, что доктрина присущая данной практике очень непростая, да и техника отнюдь не проста. Медитативный ритуал, включающий в себя элемент майтхуны, очень многогранен, сложен и труден. Он состоит из многих частей и включает в себя несколько различных модусов его практики. Я не возьмусь на страницах этой книги раскрыть его полностью. Это невозможно в связи с огромным объемом информации, сложной даже для подготовленного читателя. Этот материал занял бы половину книги, и таким образом другие важные темы в книгу не смогли бы вместиться. Я раскрою некоторые грани эротического церемониала. Одна информация прояснит ряд его аспектов, а другая информация прояснит читателю, что она сложна для понимания, потому не понята, а значит, этот медитативный ритуал не может практиковаться до тех пор, пока не будет изучен и понят досконально.

Феномен майтхуны как важнейшего средства духовной практики, быстро ведущего к обожествляющей самореализации невозможно постичь вне контекста Каулического мировоззрения. И если для теоретического понимания принципа действия мелапа садханы достаточно быть ученым исследователем, ознакомиться с соответствующими писаниями, комментариями к ним и исследованиями других ученых, то для того, чтобы применять этот метод практически, необходимо принять Каулическое мировоззрение, проникнуться им, стать им и начать видеть мироздание и его законы именно по-каулически.

В этом-то и заключается проблема многих западных неотантрических чакр, члены которых не в состоянии научиться видеть мир как адепты Каула Марги.

На Западе термин «тантризм» во многом скомпрометирован засильем псевдо-тантрических групп, прикрывающихся учением Шайва-Шакта тантр для того, чтобы теоретически оправдать всевозможного рода сексуальные мероприятия, главная цель которых обеспечить их участникам широкую возможность получения сексуального наслаждения.

Целью Каула тантризма является быстрейшее обожествление адепта и мира его жизни. Успешный адепт возвращается в исходное состояние всего – в состояние Божественности, освобождается от цепей плохой и хорошей кармы и более не рождается в сансаре. Каула Марга предназначена для тех, кто не может терпеть длительное пребывание вне этого божественного состояния, кто стремится реализовать себя конкретным божеством и всей Бездной Божественности как можно скорее. Желательно – при этой жизни. Если живое существо не имеет такого стремления в сильнейшей степени – оно не обладает способностями полноценно практиковать Каула Маргу.

Многие рекламируют Каула Маргу как путь, дарующий освобождение путем наслаждения, противопоставляя ее другим путям, которые приводят к освобождению «путем тяжелой работы и самоограничений». Да, такой тезис существует в учении Каулы, однако из него совершенно не вытекает то, что, следуя учению, адепту не придется ограничивать себя самодисциплиной, не придется решать очень сложные и трудные задачи, не придется преодолевать страхи и искушения. Любой процесс само трансформации предполагает преодоление рамок и барьеров, встречи с пугающим неизвестным, отречение от старого во имя нового. А все это совершенно нелегко. Сам факт применения в садхане интоксикантов и полового соития, при всех их блаженных свойствах, не делает путь Каулы легким и доступным. Напиться и совокупиться – не так уж сложно. А вот получить с помощью этого мощную духовную пользу, а не падение и деградацию – куда как труднее. Для этого надо желать скорейшего самообожествления сильнее, чем желать наслаждений. Это во-первых.

Во-вторых, для постижения глубочайших и сложнейших доктрин широчайшего учения – требуется очень развитый интеллект и масса различных йогических способностей, достижение которых невозможно без упорства, самодисциплины и работы над собой. Без наличия в человеке этих двух факторов он не может быть адептом Каула тантры по определению. В Каула Марге мало желать развиться духовно и приблизиться к Богу. Тут нужно всепоглощающее, неистовое желание, настоящая страсть. Именно не страсть к сексу, а страсть к скорейшему слиянию с возлюбленным Богом. Без нее – нет Каула Дхармы, это свойство этого пути.

Теперь посмотрим сквозь призму этих разъяснений на участников западных «тантрических семинаров», на членов неотантрических чакр. Соответствует ли большинство из них критериям адептов Каула-Марги? Нет, к сожалению. Тогда давайте спросим себя: «Так чем именно занимаются западные участники тантрических семинаров?» Ответ будет – сексом. Не важно, каким именно сексом, не важно, дает ли этот секс пользу или лишь вредит его практикам. Важно то, что то, чем они занимаются – не является практикой Каула тантризма. Уверяю вас, заставь ты их практиковать именно Каула тантризм – большинство просто не справится с этим – сойдет с ума, деградирует или, разочаровавшись, сбежит поскорее, пока это еще не произошло. К всеобщему счастью, никто не собирается их заставлять практиковать реальную Каула Дхарму.

Каулизм  учит использовать для достижения Божественности тотально все, в том числе и то, что ведет обычных существ к деградации – привязанность к сексу, интоксикации, убийство живых существ, поедание их плоти и так далее. Один великий грек сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Адепт Каула Марги переворачивает мир сансары вокруг своей оси, обращая его в мир нирваны. Точкой нерушимой опоры, делающей это великое достижение возможным, является твердейшее и бескомпромиссное стремление быстрейшим путем обожествиться. Без этой опоры, без этой оси – все могущественные методы Каула Марги окажутся ядами.

Учение гласит о том, что природа всего мироздания, изначальная реальность – Божественность.

Божественность настолько совершенна и безгранична, что не может быть адекватным образом воспринята ограниченными живыми существами. Говорится, что Божественность – источник всех вещей и всех процессов. Она есть изначальный, безграничный единственный субъект, рождающий, поддерживающий и разрушающий, сокрывающий и обнаруживающий. Все остальные субъекты и объекты мира – это лишь ее ограниченные манифестации, не имеющие своей собственной самостийной природы, подлинной субъективности. Потому Божественность как трансцендентный принцип не может выступать объектом наблюдения, так как в любом наблюдении она будет субъект, а не объект. Божественность как таковая, может быть воспринята исключительно ей самой. Также она может наблюдаться опосредованно: как бытие и его отдельные проявления.

Божественность свершает все посредством своей безграничной, могущественной способности делать все свободно и спонтанно. Эта способность, энергия Божественности, именуется Шакти, Кали. Именно Шакти образует, поддерживает, разрушает, сокрывает и открывает все во вселенной. Шакти едина, однако Ей свойственно проявляться в виде множества различных, порой противоположных по качествам потоков энергии. Силой Шакти Бог ограничил Себя до каждого из отдельных живых существ. И если живое существо хочет снять с себя ограничения и снова остаться в божественном модусе – оно должно обращаться к Шакти за помощью. Для этого надо знать, как именно к Ней обращаться за помощью, какие потоки Шакти и как влияют на существо и его мир и как с ними правильно взаимодействовать для достижения вышеописанной цели.

Вот этому-то и посвящено учение Каулы со всем богатством ее методов. В Каулизме есть такие великие знания, что их возможно передать вире (адепту мужского пола) исключительно через Шакти, проявившейся как капалини (адепт женского пола). Согласно древнему языку описания реальности, Шива имеет шесть лиц, шесть ртов которых создают и передают существам различные учения. Имена этих шести манифестаций: Садйоджата, Вамадэва, Татпуруша, Ишана, Агхора и Паравактра. Рот Паравактра, находится на базовом нижнем лице многоликого шивалингама. В случае использования мистического образа божественной пары – Бхайравы и Кали, он идентифицируется с йони Богини – женским сексуальным органом. Учения самых радикальных и мощных тантр были манифестированы ртами Агхора и Пичу. Важная часть знания, идущего от Пичу вместе с силой этого знания могут быть переданы исключительно через «рот йогини» — сексуальный орган капалини. Это объясняется и обосновывается в древних манускриптах, и будет упомянуто в этой главе.

Природа Шивы, Бхайравы – опора всего в мире, Шива – залог безграничной потенции, Шива – это возможность всего. Это как семя безграничной потенции. Шакти же – это та сила, которая, будучи оплодотворенной семенем Шивы, активизирует эту безграничную потенцию, делает ее проявленной, актуальной. Шакти подобна женскому детородному органу – Она порождает все. Она подобна женской груди, питающей все, поддерживающей все в мире молоком жизненности, существования. Она кровь жизни, бытия. И Она же подобна зубастой пасти, пожирающей все в мире и погружающей все в бездну потенции Шивы. В Каула тантризме символом Шакти является Богиня, а символом Шивы – Бог.

Во многих направлениях Каулизма Богиня выражает одновременно аспект плодородия и аспект поглощения, смерти. Это выражается в сексуальности Ее формы (широкие бедра, большая грудь, выраженная обнаженная йони, располагающаяся в треугольнике – символе, который тоже имеет отношение к свойствам Шакти) и одновременно в смертоносности (пасть с острыми оскаленными клыками, гирлянда черепов вокруг Ее шеи, оружие в Ее руках и т.д.). Из всего этого вытекает почитание женщины как особой манифестации Шакти. Камалкар Мишра учит: «Тантризм выступает в защиту культивирования чувства священности секса, в противоположность тому отношению к сексу, который проповедуется в негативистских, пуританских и циничных аскетических традициях. В Тантризме развивается чувство святости и Божественности по отношению к сексу и сексуальному партнеру. Мужчина должен смотреть на женщину как на воплощение божественной Шакти; женщина должна рассматривать мужчину как Шиву… Мы можем теперь понять значение фаллического поклонения, предписываемого в тантрах. Женщина (шакти или дути), участвующая в ритуальном половом сношении (майтхуне) Каула садханы, почитается как Богиня (Дэви). Все части ее тела, особенно половой орган, почитаются стремящимся к ней мужчиной. Она, в свою очередь, поклоняется ему таким же образом. Поклонение в фаллической символике хорошо известно. Мужской половой орган (линга) понимается как Шива, а женский (йони), на который помещается линга, рассматривается как Шакти. Шива-линга может также быть независимо интерпретирован как абсолютный принцип, Шива-Шакти, без увязывания его с фаллосом; но в Каулической традиции он обязательно связывается с фаллосом».

Брихадаранйака упанишада провозглашает секс формой агнихотры (огненного жертвоприношения Богам): «О Гаутама, женщина – это огонь, ее половой орган – пылающее дерево, ее волосы на половом органе – дым, вагина – это пламя, проникновение – ангара, сексуальное наслаждение – искра; в него Боги жертвуют сперму; и из этой жертвы рождается пуруша». Кашмирские Мастера выражаются так «Поклоняются самим молодым женщинам, и сам мужчина является поклоняющимся; их радость является призыванием и царапины, произведенные ногтями, являются цветами. Объятие, упомянутое выше есть благовоние; «подношение» порождается из их тел. Спутанный язык любимой женщины является мантрой и «низший нектар» является рецитацией. Вульва (йони) – место жертвоприношения, пенис – ковш, клитор – сам огонь и семя называется «гхи». Таковым оно является в традиции Бхайравы. Слово и прикосновение, форма и эссенция (экстракт) и запах являются набором пяти. Когда возникло блаженство, появляется пятисложенная вселенная. Это и есть экстаз, о Махешани. Зная все это, пусть он достигнет Шивы».

Божественное совершенство проявляется тогда, когда Шива и Шакти проявляются в полном единстве. Когда субъект, объект и восприятие субъектом объекта – становятся целым, одним – полным и без недостатка и изъяна. Достижение чистого, ясного переживания единства субъекта, объекта и процесса восприятия является технически весьма непростым и нелегким делом. Йогин должен годами упорно тренироваться в этом созерцая, скажем, точку на стене, чтобы достичь такой реализации. В это же время в процессе Каулической мелапа садханы такое достижение обретается гораздо быстрее и легче. К тому же оно сопровождается более экстазом и блаженством, нежели упорным аскетическим трудом. Тантрический половой акт – это такое явление, при котором субъект добровольно, легко и с радостью стремится слиться с объектом, страстно и быстро растворяясь в нем, растворяя его в себе и обретая оргазмическое блаженство — плод единства.

В своей книге «Кашмирский Шиваизм» К. Мишра говорит: «Священные тексты предписывают практикующему чувствовать сексуального партнера полностью как своего собственного. Мужчина должен видеть женщину как его собственную Шакти; женщина должна видеть мужчину как ее собственного Шиву. Они должны культивировать чувство тождественности друг с другом, чувство недвойственности, то есть, каждый партнер должен интенсивно любить другого». Адепт, осознавая себя божественным субъектом, производит следующее: посредством органов сознания, органов чувств и физического тела поглощает в себя весь мир, всю вселенную, превосходя ее, проявляясь великой Бездной Божественности. Таким образом, начальным периодом практики сексуального церемониала будет обожествление, окончательным этапом практики будет проявление своей Божественности (Божественность может адекватно почитать только сама Божественность, согласно учению Каула тантризма).

Адепт не каулического тантризма Вамачара Марги обожествляется в завершающей фазе ритуала. Адепт Каулического тантризма первые годы обожествляется во время ритуала, в последующие годы он/она обожествляется до начала ритуала. И практикует уже не обожествление, а выражение своей Божественности. Очень развитые адепты могут сразу практиковать уровень выражения своей Божественности. Абхинавагупта в двадцать девятой главе Тантралоки описывает садхану этого уровня. Он объясняет, что еще до вхождения в помещение, где будет совершаться ритуал, адепт произносит свою тайную обожествляющую мантру. И являя единство с ней, проявляется божеством, после чего уже входит в храмовый чертог, где будет происходить каулический ритуал почитания центральных божеств, периферических божеств и учителей мандалы традиции адепта.

Тантрический половой акт сильно отличается по своей сути и внутренней технике исполнения от обычного полового акта. Он может дать стремительный духовный прогресс именно адептам Каула Марги, но никак не пашу и не адептам путей, сильно отличающихся от пути Каулы. Поскольку великое достижение Трикасамарасьи быстро и экстатично обретается именно через майтхуну с партнером, вира обожествляет капалини, а капалини обожествляет виру, ибо такую огромную помощь в достижении цели по силам оказать исключительно божеству.

В своем комментарии на Тантралоку Джайаратха цитирует священное писание: «Он (адепт) должен наслаждаться прекрасной женщиной ради достижения устойчивости (в Божественности)». «И пусть он созерцает каждого по очереди, как имеющих форму Шивы и Шакти. Пусть он не развлекается человеческим умом, полным злобы и заблуждения. Весь ритуал должен быть проводим самыми лучшими Адептами посредством созерцания знания». «Вышеупомянутое совершенное выражение сексуального желания, как оно названо, не должно проводиться исключительно ради удовольствия. Оно должно проводиться ради исследования собственного сознания: является ли ум устойчивым или колеблющимся?». Абхинавагупта в двадцать восьмой главе Тантралоки говорит о том, что адепты, неустойчивые в осознании Божественности, обожествятся только в конце жизни. Те же, кто отождествляется с Божественностью в любое время (даже во время буйства чувств, эмоций и ощущений при сексуальном акте) – являются освобожденными при жизни, Дживанмуктами.

Еще одной особенностью эротического ритуала будет Каулическая подготовка психофизического аппарата адепта. То есть, для успеха в садхане вира должен быть Бхайравой, а капалини – Кали. Традиция говорит: «Какую бы церемонию поклонения не проводил он (адепт), какую бы мантру не начитывал с необожествленным телом – все это будет бесплодным». «В этом моменте через идентификацию с мантрой, которая была упомянута, он должен привести себя к состоянию Бхайравы».

Абхинавагупта и Джайаратха учат, что Каулическое приношение в жертву божествам мандалы радости, любви и осознанности не принесет плода, если адепт не обожествит свой психофизический аппарат: «Я не есть, и я не являюсь другим (и нет других я); я есть только энергии». «Он должен в каждое мгновение, просто через воспоминание поддерживать таковое состояние ума».

Органическим элементом Каулической сексуальной практики будет проявление психофизического аппарата адепта в виде узора священных мест паломничества. Джайаратха говорит: «Он должен ритуально поместить Аттахасу на пучке волос и Чаритрану отверстии «Ка»; Каулагири на ушах и Джаянтику на ноздрях; Удджайини на бровях, Праягу на губах. Более того он должен ритуально разместить Варанаси в сердце, Шрипитху на двух плечах, Вираджу на горле; Эдабхи на желудке, Халу на пупке и Гошрути на животе. Он должен поместить Марукошу на органе воспроизводства, Нагару,

Паундравардхану, Элапуру и Пурастиру на правой и левой ягодицах и бедрах, Кудьякеши и Сопану, Маяпу и Кширакам на коленях и икрах ног, тогда как Амрату и Нрпасадмани – на двух лодыжках, но он должен поместить Вайринчи на ступнях ног, она есть та, кто поддерживает все пространство Калагни.» Традиция разъясняет: никто не должен оставаться ограниченным священными местами в его теле. Надо фокусироваться на утверждении: «Я не есть, не существует ничто другое, только энергии существуют. Я есть только энергии. Я есть священное место и его возглавляющие Шакти». Адепт должен при любых обстоятельствах, как результат простого воспоминания, поддерживать такое состояние ума. Если он медитирует на этой мысли, на то место покоя, на истинную природу, даже хотя бы на миг, тогда став небесным странником, он войдет в окружение Йогинь, и как результат он обретет сверхъестественную силу.

Важнейшей особенностью Каулического ритуала будет удовлетворение божеств мандалы посредством насыщения их. Эротический ритуал рассматривается как жертвоприношение божествам, включающее в себя особую агнихотру (огненное жертвоприношение), особую тарпану (удовлетворение водой), особую пуджу (богослужение) и другие элементы.

Традиция говорит: «Богини, которые не обладают физической формой, обращаются к адепту, имеющему психофизический аппарат, и обосновываются внутри его тела». Джайаратха цитирует священное писание: «Они играют различными отношениями, состояниями, т.к. они страстно желают и стремятся к наилучшим ингредиентам». Адепт должен удовлетворить и насытить себя – свое сущностное «я», и также удовлетворить, насытить Богинь сознания, Богинь органов чувств и Богинь мест человеческого тела. Разумеется, удовлетворив и партнера в садхане.

Джайаратха говорит: «Когда осознавание своей собственной природы становится очевидной через наслаждение соответствующими удовольствиями, одна за другой Богини подкругов входят в центральный круг сознания и предлагают то, что является для них притягательным Кали и Бхайраве. Как результат группы способностей предлагающей их собственные объекты Я, происходит излияние полностью поднявшегося сознания. Происходит возбуждение могущества, которое соответствует крайней перенасыщенности группы божеств подкругов. Сам повелитель кругов, в соответствии с тем, что было сказано раньше, поднимается энергично». «Сила приобретается через повторное наполнение, вызванное искрами света, т.е. Богинями подкругов.

Благодаря этой энергии пара — Шакти и тот, кто обладает Шакти, смотрят друг в друга (обращены друг к другу)». Адепты пребывают в переживании изначальной реальности чистого сознания, в центре круга божеств восприятия и ума. Поэтому они созерцают вхождение в это сознание мироздания. Богини внешнего круга насыщаются активностью ритуала и входят во внутренний круг сознания, являющийся Черной Йамалой (парой): Кали и Бхайравой. Адепты пребывают в блаженстве сознания Божественности.

Половой акт в каулическом ритуале выходит за пределы дуализма. Мужчина и женщина становятся настоящей Йамалой (парой), а не двумя монадами. На этом уровне они одно, как огонь и его свойство гореть. Они укореняются друг в друге, и эта гармония проявляет всю мандалу вселенной. Пребывая в единстве с Шивой, Шакти эманирует из себя мироздание, порождает узор вселенской мандалы.  В случае с мужчиной и женщиной эманация проявляется как выделение половых секреций, символизирующих блаженство и порождение вселенной. Сознание, «рот йогини» и сексуальные секреции связаны между собой. Точно также, как из взаимодействия Шивы и Шакти возникает мироздание, в результате взаимодействия виры и капалини из йони капалини возникает сексуальная секреция. Эта секреция является «речью» капалини. Джон Дупуче пишет: «Точно также, как сознание не умещается в описание, также секреции, происходящие от переживания сознания, являются моментальной реальностью, которая должна быть пережита и, следовательно, не может быть уложена внутрь описания. Точно также как сознание – это превосходящий все другие круг, так как он производит наивысшее наслаждение, также «рот йогини», который испускает секреции – это основной круг (центр мандалы)». Осветиться этой субстанцией – значит достичь состояния, являющегося основой и для покоя Шивы и для активности Шакти.

Удовольствие – это жертвоприношение божествам вселенской мандалы и мандалы тела. Привлеченные сексуальным ритуалом божества активизируются в адептах и одаривают их. Джайаратха цитируя Триширабхайраву тантру и Тантралоку говорит: «Шакти является местом огня (углублением); Шива является лингамом; их слияние есть высший уровень бытия. Эманация, поглощение и «то» (тад) происходят из этих двух. Проявление является трехфазовым в соответствии с Гама. Углубление для огня, т.е. женская Шакти, является «поднимающейся» формой. Шива есть «покоящаяся» форма. Их слияние есть союз. «Состояние подъема, проявления есть фокусирование на священном месте другого. Форма покоящегося есть фокусирование только на Я». Фактически, Шакти и тот, кто обладает Шакти, являются парой. Таким образом «поднимающееся, проявляющееся» является «покоящимся». Фактически их тождественность не отбрасывается. Двое, т.е. Шакти и тот, кто обладает Шакти, отдыхают «в покоящемся» состоянии, т.е. в Я, и без обращения внимания на их взаимное различие. Поэтому, в отношении Я, «покоящаяся» форма является «проявляющейся» формой. Даже хотя и существует равенство, баланс креативного осознавания в обоих формах, «покоящейся» и «проявляющейся, порождающей», Шакти проявляет эманацию, которая гармонизирована с тем, кто обладает Шакти. Тот, кто ею обладает, этого не совершает.

Абхинавагупта говорит: Двойная форма, «покоящееся» и «проявляющееся» имеет двойную креативную осознанность. И хотя существует равновесие (в креативном осознавании), напротив, это сама Шакти, кто проявляет эманацию, которая соответствует тому, кто ею обладает, т.е. которая становится очевидной способом, который является сходным (родственным) тому, кто обладает Шакти. Это Шакти, кто дает рождение. Тот, кто обладает Шакти этого не делает. По этой причине она обладает своей спецификой.

Далее Джайаратха продолжает: «И поэтому именно по причине того, что она одарена утробой, ее полностью открывающее (расширяющееся, раскрывающееся) и завершающее (заключительное, окончательное) центральное священное место упоминается повсюду в текстах. Сказано: «Ее самой, по причине того факта, что ее центральный путь является открывающим и завершающим, Гуру должным образом передает суть (реальность) Кулы. И посредством (рта Шакти), он передает суть Кулы мужчинам, способом, который был описан». «Потому»: по причине того факта, что ее центр является полностью открывающим и завершающим – в причинном смысле. «Посредством»: посредством «рта» Шакти. В случае мужчин не существует открытия центрального канала (он входит в центр через женщину). В отношении этих трех: проявление эманации, в смысле существования «поднимающегося» происходит из-за Шакти; появление поглощения, в смысле существования «покоящегося» происходит из-за Шивы; и проявление «неописуемого» (анакхья), в смысле «отсутствия всех различий, делений» из-за их союза, т.е. благодаря тому, что называется «высшим уровнем». Таково трехступенчатое проявление в Кама-шастра.

Триширобхайрава тантра учит: «Происходит окончательная остановка двух потоков, пробуждение сознания верхнего и нижнего кругов, успокоение кровеносных сосудов и полное поглощение ветров и отсутствие разделения на диаграммы, суставы и жизненные органы. Находясь устойчиво без выдоха и вдоха тонких дыханий на уровне 72 000 каналов внутри тела, он, как Шива, объединяет два существования. Он должен всегда старательно удерживаться внутри союза на уровне Бхайравы. В результате обретается состояние за пределами форм, которое эти оба достигают. Оно характеризируется свободой от времени и пространства. Это является великолепием совершенно неприкрытой реальности».

Глава из книги Адинатха М. Джайадхара и Сиддхешвари М. Джайадхар «Бхайрава-Кали Дхарма»