Тантрическая практика, меняющая сознание и, вместе с ним, весь организм, во многом направлена на то, чтобы на уровне рефлексов ты смог понимать, что ты «не зерно». Один сумасшедший считал, что он является зерном. И постоянно убегал в панике от кур и петухов – чтобы те его не съели. Больного положили в психиатрическую больницу и лечили его 12 лет. Однажды врач вызвал его к себе в очередной раз и поинтересовался: «Кто ты?» — «Человек» — «Ты понял, что ты не зерно?» — «Да, я понял, что я не зерно» — «Ну тогда ты можешь идти домой». Человека выписали и он пошел домой. Через полчаса он в панике прибежал к психиатрической больнице и заколотил кулаками по двери: «Спасите! Откройте!». Врач спрашивает: «Что случилось?» — «Петух! За мной гонится петух!» — «Но ведь ты сказал, что понял, что ты не зерно?!» — «Да я-то понял, что я не зерно. Но понял ли петух, что я не зерно?!».

Человек может прочесть множество мудрых книг с самой гениальной философией, объясняющей то, что его природа божественна, а жизнь в сансаре – никогда не даст счастья и лишь ранит страданием. Можно практиковать техники самых великих эзотерических школ. Однако, пока человек не пронзит собой все это, не сделает своим до мозга костей, пока сам не станет знанием – он хоть как будет вести себя как дурак, получая все те же сансарические страдания.

Мало знать истину на уровне ума, нужно знать истину на уровне рефлексов. «Вы знаток тантризма и недвойственной философии?» — спросили мастера. «Нет, я и есть тантризм и недвойственная философия» — ответил мастер.

К сказанному следует добавить два важных дополнения. Первое: для правильного убеждения себя в том, что ты «не зерно», нужно обязательно пережить неконцептуальную божественность. Много людей, считавших, что они овладели истиной, были потрясены пережитой позже изначальной божественной реальностью. «Мы-то думали, что мы постигли божественность, а она, на самом деле, оказалась очень отличной от того, что мы думали! Оказывается, мы принимали за неё концепции о ней!» — такое я слышал от многих тантриков.

Второе дополнение ко всему вышесказанному: нужно уметь отделять правильное воззрение от правильного поведения. Сам факт того, что всё есть Шакти Шивы и ты сам на сущностном уровне есть Божественность, не превратит вред для физического тела в пользу для тела, вредящих тебе «друзей-негодяев» в помогающих тебе благородных людей, кирпичи в капусту а капусту – в кирпичи. Нужно мастерски сочетать сущностное божественное единство с дифференциацией мира множественности, в котором мы пребываем на уровне органических существ.

А. М. Джайадхар