Люди, считающие себя мистиками, задают мне вопрос: каким образом можно побыстрее выйти из сансары и обрести божественность? Во-первых, я дам один тест, позволяющий определить, стоит ли браться за достижение дживанмукти, а во-вторых, подскажу, каким должен быть первый шаг. Тест простой: попробуйте, для начала, обрести достижения попроще. Например, научитесь зарабатывать себе деньги на жизнь, научитесь не обосраться от страха перед жизнью в неизвестности и непривычности (например, перед жизнью в другой стране), научитесь хорошо ладить с людьми и выучите иностранный язык.

Если человек не способен выучить иностранный язык, не способен не испытывать страха перед жизнью в непривычном и неизвестном, не способен наладить с людьми хорошие отношения, не способен заработать себе на жильё и расходы, и потому он постоянно живёт на маминой квартире и не имеет денег на что-либо – ему не стоит пытаться обрести дживанмукти.

Выучить язык, не пугаться существовать в неизвестном и непривычном, наладить с людьми, с которыми общаешься, хорошие отношения, научиться зарабатывать себе на жизнь – это как подняться на Зелёную гору высотой 1270 метров. А обрести дживанмукти – это как подняться на Эверест, высота которого – 8 849 метров, то есть почти 9 километров. Если ты не дурак, то как ты всерьёз можешь верить в то, что ты сможешь подняться на Эверест, если ты понимаешь, что ты совершенно не способен подняться на Зелёную гору?

Теперь скажу, с какого шага стоит начинать путь к вершинам выбранной духовной традиции. У самой совершенной и крутой духовной традиции есть один «большой недостаток» — её методы нужно регулярно практиковать. Не иногда, а регулярно.

Никакие посвящения и высокие тайные учения не помогут тому, кто не способен на регулярную садхану. Чтобы взойти на духовный Эверест, выработайте в себе либо привычку каждый день, в одно и то же время, практиковать простую садхану избранной вами традиции хотя бы 10-15 минут, либо привычку практиковать простую садхану по 1 часу три раза в неделю. Если пройдёт год и вы всё ещё продолжаете практиковать садхану – тогда есть резон верить в себя и тогда можно взять более продвинутую садхану и вкладываться в неё.

А. М. Джайадхар