ЙОГА ДРЕВНОСТИ И ЙОГА СОВРЕМЕННОСТИ

Вивекананда и его последователи из числа викторианских пуритан и экуменистов-модернистов, фактически отошли от древнего учения йоги и создали своё собственное учение йоги. Которое сейчас люди повсеместно принимают за аутентичное древнее йогическое учение. Вивекананда, почитатель адвайта веданты, взял Йога сутры Патанджали и поступил с этим текстом весьма вольно, чтобы ему было на что опереться в его изобретении «раджа йоги» и в его версии учения «хатха йоги». Кришнамачарья внёс свой вклад в практическое наполнение этого вивеканандовского учения «хатха йоги», создав физическую гимнастику, в которую не погнушался даже добавить физические упражнения британских солдат. Дело Вивекананды и Кришнамачарьи подхватили Айенгар, Паттабхи Джойс и Дешикачар. Обогащённые опытом общения с Йоганандой, они добавили в их версии йоги некоторые мистические элементы и создали свои йога-бренды. Именно их наследие царит сейчас на планете и принимается большинством людей за изначальную древнюю йогу. В то время как на самом деле это наследие отличается от древней йоги настолько, насколько птица дрозд отличается от бенгальского тигра. Это говорят учёные, посвятившие себя изучению йоги и индийских духовных традиций.

Я признаю, что в результате это изобретение новой йоги помогло подготовить умы иностранцев к восприятию некоторых версий индуизма и помогло индийской культуре распространиться по планете. В то же время я вынужден признать, что эта новая йога очень сильно отличается от того, что под йогой понималось в различные эпохи, предшествующие Вивекананде, жившему с 1863 года по 1902 год.

А. М. Джайадхар