Не говорите мне, что вы полностью законопослушны. Каждое скачивание с пиратских сайтов книги, музыки, изображения – нарушение закона. Каждый просмотр фильма на таковом сайте – нарушение закона. Каждый безбилетный проезд в общественном транспорте – нарушение закона. Каждый гонорар за труд, с которого вы не платили налоги – нарушение закона. Каждое проведение в квартире совместного религиозного обряда – нарушение закона. Каждая покупка запретной травы и затяжка ей, каждая взятка, каждая фальшивая справка – опять же нарушение. Не выдали полиции своего нарушившего закон ребенка или родителя – вы уже преступник. Покалечили отморозка, напавшего на ваших родных и близких – вы опять нарушили закон. Все нарушают закон: одни воруют нефть и газ, стравливают народы на военную бойню, наживаются на противозаконных махинациях со строительными подрядами – другие нарушают закон по мелочи. Преступают через закон члены правительства и обычные граждане, преступают и преступники и полицейские, преступают даже судьи с прокурорами. Как зовут бога преступлений через закон? Кому молиться, к кому обращаться за поддержкой, когда мы идём на мелкое, среднее или крупное нарушение?
Я был удивлен, когда узрел в двух духах афро-бразильской магии кимбанды – Эшу Маландро и Эшу Кавейра – сходство с богом индийского тантризма и магии – Капалабхайравой. Трудно сказать – дело ли в общих архетипах, или бразильский Эшу Маландро является проявлением аспектов Капалабхайравы, или он – одно из существ измерения Капалабхайравы. Налицо сходство по ряду параметров. Капалабхайрава, отрезавший голову богу-творцу Брахме, олицетворяет собой царство духовной трансгрессии и преступности. Он и его шакти Махендри могут помочь обрести дживанмукти, божественности радикальными путями, преодолеть любые рамки, ограничения, освободиться от оков, достичь счастья неведомым способом. Это их махариддхи.
Сиддхи Капалабхайравы и Индрани-Махендри могут защитить от проблем на пути трансгрессивного радикального мистицизма, помочь в преодолении кармических ограничений, в обожествлении трансгрессии и преступности, в свержении власти, а также в сокрушении догм и авторитетов, могут даровать успехи во всех видах преступности: в аферизме, вымогательстве, рэкете, воровстве, бандитизме, разбое, грабежах, контрабанде, фальшивомонетчестве, наркоторговле, убийствах, проституции и уклонении от налогов, могут защитить от всех видов криминала. Эта пара божеств покровительствует узникам тюрем и лагерей, обеспечивает заключенным поддержку, может помочь оборвать бесплодные или мешающие связи, дела, процессы и обязательства. Когда же они проявляются в человеке негативно, в человеке возникает зависть, стремление к излишней деструкции и к достижению желаемого даже неправильной ценой.
Бхайрава, в основном, олицетворяет стихию огня. Однако, поскольку Капалабхайрава является владыкой и охранником северо-запада, как и бог ветра Вайу, то нередко он отождествляется с Вайу, что характерно, в частности, для Непала. Согласно ряду источников, капалики отождествляли Капалабхайраву с богом луны Сомой. Луна действительно покровительствует северо-западу, как и ветер. В то же время, в тантрической традиции Пичумата-йамала, Капалабхайрава является не периферией тантрической мандалы, но ее центром. В данном случае он именуется Капалишабхайрава, владыка черепа, и ассоциируется не столько с Индрой, сколько с Калабхайравой.
В Брахмайамала-тантре шакти Капалиши именуется не Индрани, но Рактачамунда (Кровавая Чамунда) и Чандакапалини (Яростная владычица черепа). В ряде тантрических, колдовских и религиозных традиций, практикующихся в преступных кланах и кастах, такое слияние Калабхайравы с Капалабхайравой и Индрани с Кали сопровождается разрастанием особых манифестаций трансгрессивного бога и его шакти. Это разрастание связанно с такой формой Бхайравы, как Бхикшатанамурти (Босяк-бродяга), и в особенности с такой его формой, как Канкаламурти (Бхайрава-скелет, или Бхайрава-скелетоноситель).
В этой ипостаси Бхайрава обладает клыками монстра и либо пронзает воина копьем, либо изображается уже несущим на своем плече труп или скелет воина. В обоих случаях он либо обнажен, либо носит шкуру тигра или слона, гирлянду из человеческих черепов, змей вокруг его шеи и рук, обладает серой, темно-синей и реже золотой, оранжевой или кроваво-красной кожей и клыками монстра. Прическа Канкаламурти – коронообразная джатамукута. Справа она украшена полумесяцем, слева – цветком дурмана. При подчеркивании криминальной, разбойной ипостаси Капалабхайрава может изображаться с распущенными волосами и усами, и реже – с бородой. Свиту Канкаламурти составляют жены ведических мудрецов, влюбленные в него женщины, полные сексуального вожделения, а также различные хтонические существа, образующие гангстерскую шайку – свиту Капалабхайравы.
Калабхайрава – бог времени, источник тантрических и религиозных мистико-магических учений и отец преступного мира. Тело его черного цвета. В одной руке он держит кхатвангу или меч, в другой руке он держит за волосы голову Брахмы, из головы капает кровь. Кровь жадно слизывается волком (согласно другой версии — собакой) Бхайравы. Он продолжает проявлять священную дхарму мистико-магического преступного мира, становясь Капалабхайравой, или носящим череп, и затем проявив себя как Канкаламурти. От этой ипостаси Капалабхайравы исходит ряд его манифестаций, отличающихся друг от друга акцентуацией проявления. Среди них манифестация мистической акцентуации, манифестация криминальной акцентуации и манифестация равного проявления обоих аспектов.
Одна из антропоморфных манифестаций последнего типа имеет черное, серое или золотое тело, украшенное змеями, золотыми браслетами и четками из рудракши, алмазов и кости. Капалабхайрава одет в тигровую шкуру и кроваво-красный плащ с черной изнанкой. Иногда – в черно-красно-золотой лунг. Он держит в руках палицу, меч, копье с нанизанным на него трупом и чашу-капалу, кошель с деньгами и щит. Его шакти проявляется как Индрани, Дакшинакали и Чандакапалини, ее внешний вид соответствует ее проявлению. Шакти Капалабхайравы несет на себе одновременно проявления роскоши и аскетизма, воинственности и спокойной созерцательной мудрости. На ее плече сидит улука – сова, что роднит ее с богиней удачи и процветания Лакшми, а также с некоторыми проявлениями Чамунды, Кали.
Образ Канкаламурти иллюстрирует важный эпизод в скитаниях Бхайравы. После демонстрации ведическим мудрецам своей божественной мощи он передал им некоторые учения и практики бхайрава-кали-дхармы. Однако некоторые учения и практики он предложил передать мудрецам через их жен, во имя усиления шактипата (обожествляющей силы) передачи. Согласно замыслу Бхайравы, чтобы шактипат был максимально сильным, учения и практики должны были быть переданы в жилище богини удачи и процветания – Лакшми. Бхайрава и жены мудрецов вознеслись в мир Вишну и Лакшми и предстали перед их храмовым чертогом. Однако стражи дворца, возглавляемые могучим брахманом-воителем Виваксеной, не признали в Бхайраве божество, да еще и дружественное Вишну, и отказались впустить Бхайраву и его спутниц внутрь. В следующий миг, взбешенный Бхайрава убил Виваксену на месте, после чего истребил всю охрану дворца Вишну и Лакшми. Вместе со своими спутницами он ворвался во дворец и устроил в нем тотальный террор и вымогательство.
Когда Бхайрава увидел Вишну и Лакшми, он сказал им, что весьма оскорблен таким неуважением к себе и таким зазнайством своего друга Вишну, поправшим дружбу и нарушившим священный закон гостеприимства. Бешенство Бхайравы могло сжечь мир Вишну и Лакшми. Те пытались утихомирить Бхайраву, принеся свои извинения и предлагая любой дар на выбор. Гость заявил, что он жаждет крови. Вишну и Лакшми принесли в жертву Бхайраве кровь всех животных, которые жили вокруг дворца. Но вся эта кровь покрыла лишь донышко капалы Бхайравы. Чтобы удовлетворить гостя, Вишну устроил несколько войн, и поднес Бхайраве всю кровь павших в боях. Но капала Бхайравы не наполнилась даже на четверть. Ситуация накаляется до предела.
Ситуация накаляется до предела. Вишну, чтобы любой ценой избежать выплеска смертоносного гнева Бхайравы, надрезает себе лоб и сливает свою кровь в капалу. Когда капала наполняется до половины, Бхайрава выпивает всю кровь, успокаивается и прощает Вишну и Лакшми. После успешного завершения миссии похода, Бхайрава и жены мудрецов возвращаются в лес гималайских кедров. Уходя из мира Лакшми и Вишну, Бхайрава прихватывает с собой в мир людей труп Виваксены. Увидев этот труп и узнав, что Бхайрава собирается вместе с ними и с их женами употребить мясо Виваксены в пищу, вместе с алкоголем и другими интоксикантами, риши крайне удивились и перепугались. Но Бхайрава объясняет им, что существуют радикальные духовные учения и практики, которые одухотворяют такую пищу и питье, а пища и питье, в свою очередь, одухотворят адептов и приблизят их к обожествлению. Бхайрава передает мудрецам и их женам эти доктрины и методы, после чего учит адептов, как изготавливать чаши, горны и другие ритуальные предметы из костей, кожи и волос мертвецов.
Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей предыдущей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Оторвав голову бога-творца, убив и съев охранника в доме бога-поддержателя, Бхайрава прорвался сквозь все оковы и ограничения, как официозной дхармы, так и адхармы. После этого Капалабхайрава обманул своих врагов и карму, совершил множество подвигов и обрел высочайший духовный триумф. Он продемонстрировал мощь и принципы трансгрессивной дхармы преступного мира.
Повстанческий анархизм Бхайравы является неукротимым проявлением его безграничной божественной свободы и необусловленности. Его святость так сильна и запредельна, что достигает точки перехода в противоположность. Оттого она и воспринимается ограниченными умами как нечестивое поведение и кощунство. Бхайрава является носителем своего особого духовного закона, воспринимаемого профанами как чудовищное беззаконие.
Философы-мистики, такие как великий Абхинавагупта (X-XI вв.), который произвел замечательный синтез индуистской культуры, отождествляли себя с высшим Бхайравой посредством тантрической практики, включающей в себя нарушение брахманистских норм. Как упоминалось выше, Калабхайрава и Кали, в лице Капалабхайравы и Чандакапалини, покровительствуют мистикам, аферистам, шулерам, вымогателям, разбойникам, ворам, убийцам, продавцам и перевозчикам запретного, сутенерам, держателям притонов и подпольных игорных домов. Могут продвинуть адепта в иерархии преступного мира. Поддерживают арестантов. Помогают в рискованных делах, спасают от преследования полицией и государством, разрушают официальную магию. Наделяют великой преступной силой и удачей, обеспечивают безнаказанность, подсказывают хитрые и ловкие ходы, являются мастерами удара и обмана, помогают в судебных делах, могут способствовать успеху в любых криминальных делах и в различного рода теневом бизнесе, могут оказать содействие в свершении правосудия и мести.
Стелла Крамриш, искусствовед, автор нескольких книг по индийской культуре, говорит: «Не существует ни адекватных противоречий, ни образных аналогов, достаточных, для того чтобы передать тотальную, потрясающую тайну Бхайравы. Осознания противоречивых качеств Божественности были собраны в интенсивно содержательный миф и выражены в разнообразных формах, в бронзе и камне. Замечательный исследователь культа Бхайравы, Элизабет Шалье-Висувалингам пишет в одной из своих работ: «Смесь красоты и ужаса в шиваизме, конечно, взаимосвязана с примирением жизни и смерти. Это было тем смешением противоречивых ценностей, которое обеспечило соединение двух взаимодополняющих течений в рамках индуистского общества: а) путь радикальных брахманов, увидевших высшую Истину в нарушении основ брахманической ортодоксии; и б) путь аутсайдеров (включающих в себя даже неиндуистов), которые, согласились следовать моделям, предписанным брахманическими книгами законов, однако решили делать это на свой манер». Э. Шалье-Висувалингам признает, что «по причине своей трансгрессивной сущности и дикого характера, через своих еретических, отверженных, даже криминальных адептов, Бхайрава послужил орудием в индуизации местных пасторальных и языческих божеств, которые постепенно стали идентифицироваться с тем или иным аспектом его различных форм… Как результат, часто у Бхайравы есть две жены, официальная происходит из оседлой сельскохозяйственной или торговой культуры высших каст, а неофициальная происходит из охотничьего или собирательного племенного сообщества и сохраняет все ее дикие атрибуты».
Для обращения к могуществу Капалабхайравы, Рактачамунды, Кали и Аиндри необходимы инициации принятия в семью этих божеств, установление правильного контакта с ними, умение понимать то, что они говорят адепту, знание о том какие предметы, напитки и кушания надлежит приносить в жертву этим божествам. Надлежит знать ритуал подношений, включающий в себя правильную последовательность действий, правильное время и место, правильные ингредиенты и дары-талисманы, правильное оформление храмовой гарбхи или жертвенного алтаря, надлежащие мантры на санскрите, шабар-мантры и заклинания. Альтернативой погружения в жизнь этих божеств будет обращение к жрецу этого культа с просьбой оказать содействие в контакте с божествами и получения от Капалабхайравы и его великой шакти желаемой поддержки и помощи.
В абхичара-мандале Капалабхайрава проявляется как бог, имеющий дымчато-зеркальное тело, подобное ртути или гематиту. На голове, сияющей лунной аурой и украшенной месяцем, он носит тюрбан или джату. Уши преступного бога украшены серьгами из золота или змей. Вокруг его шеи – гирлянда из голов, гирлянда из костей и ожерелье из драгоценных камней. Его брахманский шнур сделан из живой змеи. В руках Капалабхайрава держит меч, копье с насаженным на него черепом и трупом, стрекало для слона, еще одна его рука находится в позиции абхайа мудра. Тело Капалабхайравы украшено золотыми браслетами с драгоценными камнями. Он одет в тигровую шкуру и кроваво-красный плащ с черной изнанкой, украшенный золотом и серебром. Иногда – в черно-красно-золотой лунг с серебряным орнаментом.
Его шакти Индрани в абхичара мандале проявляется как богиня, имеющая дымчато-зеркальное тело. На голове, сияющей лунной аурой, она носит венцеобразную корону, украшенную месяцем. На шее богини гирлянда из отрезанных мужских голов, ожерелье из драгоценных камней и живая змея, обвившаяся вокруг шеи. На плече Чандакапалини – сова. В руках богиня держит ваджру, аркан-удавку, капалу наполненную деньгами и драгоценностями, еще одна ее рука расположена в позиции варада мудра. Богиня преступного мира одета в красное, черное, золотое, с серебряным орнаментом. Ее тайное имя – БхишанА, «Ужасающая». Ваханами этой пары божеств являются слон, волк, собака; тотемами – волк, пантера, медведь, сова, спрут, крыса, обезьяна. Их небесный спутник – бог Чандра (Луна). Их соседствующий спутник – бог Вайу. Чандакапалини и Капалабхайрава покровительствуют кулам отверженных и угнетенных официальным социумом. Среди таковых – радикальные «леворучные» мистики, преступники, представители низших каст и неприкасаемые.
Главным символом Капалабхайравы является череп а главным его свойством является трансгрессия, сакральная преступность. Как во имя благородных высших целей, так и во имя прикладных задач. Вот как характеризуется дух афро-бразильской кимбанды Эшу Маландро. Молодой смугловатый мужчина, с черными короткими волосами. Он стройный, его тело физически развито. Одеяния – дорогой красный костюм, черная шелковая рубашка, красная шляпа с черной лентой, в одной руке выкидной нож. Иногда с он облачен в золотые украшения – цепь на шее, кольца. Голос громкий, звучный. Выглядит опасным и непредсказуемым. Чрезвычайно харизматичен. Относится к кимбандейро дружелюбно. Любит людей смелых, хватких, способных за себя постоять. Иногда является с гитарой в руках. Обычно он весел и счастлив. Вот функции, способности и возможности Эшу Маландро: Покровительствует убийцам, ворам, аферистам, наркоманам. Поддерживает тех, кто попал за решетку. Может поднять по иерархии криминального мира. Защищает и оберегает тех, кто живет на улицах. Помогает в рискованных мероприятиях, спасает от преследования служителями закона, подсказывает ловкие и хитрые ходы. Мастер обмана. Умеет ходить по лезвию ножа. Может способствовать любым делам в сфере теневого бизнеса, криминала.
«Маландро» — в переводе с португальского и испанского языков означает «преступник», «представитель преступного мира». По функционированию он идентичен с Капалабхайравой. Востоковеды, не имеющие контактов с инициированными адептами кимбанды будут склонны отрицать сей факт. Мол, дух кимбанды не охватывает высший аспект мистицизма и трансгрессия Эшу Маландро касается исключительно мирской, «сансарической» трансгрессии. Я беседовал на эту тему с лидерами русскоязычной кимбанды и оказалось, что кимбанда имеет тайный, глубокий уровень понимания и практики. Дух кимбанды Эшу Маландро гораздо глубже парадигмы «украл – выпил – в тюрьму». Это повстанчество – не только социальное и магическое, но и духовное, мистическое. Если кто-то воспринимает Эшу Маландро исключительно как духа покровительствующего «бездуховным преступникам» — то это не столько характеризует духа, сколько характеризует человека, давшего духу «оценочное суждение». Некоторые люди преступного мира, взбунтовались не только против порочной официальной системы, но и против системы, именующейся «сансарической». То есть пытающейся ограничить божественность адепта. Согласно моему мнению, такие люди имеют, как минимум, не меньше шансов освободиться от сансары, чем законопослушные (послушные мирским законам) стадные трусы, тупицы и конформисты. По крайней мере, в людях преступного мира есть независимость суждений, отвага и нонконформизм. Может быть это не много, однако это и не мало.
Эшу Маландро схож с Капалабхайравой функциями и красно-черными атрибутами. Однако где же в кимбанде череп Капалабхайравы? Пантеон кимбанды включает в себя еще одного «красно-черного» духа, его имя – Эшу Кавейра. Этот дух, относящийся к миру кладбищ, предстает перед адептами как фигура облаченная в двухцветное одеяние – ниженее красного цвета, верхнее – черного цвета. Вместо лица – череп. В руке держит кривой нож или другое холодное оружие. Имя «Кавейра» переводится с португальского на русский язык как «Череп». По-испански имя духа звучит как «Калавэра», что также означает «Череп». Этот дух является экспертом в делах реванша, бунта, мести, возмездия, переворота. Лечит раны и болезни, защищает от колдовства и способен посеять раздор и ненависть в кругах врагов адепта, тем самым ослабив их союз. Как и Эшу Маландро, Эшу Кавейра или Дух черепа – олицетворяет собой мир трансгрессии. Оба вместе, эти два духа проявляются как Капалабхайрава на уровне магии; и я на сей день не встретил ни одного человека, который может сказать что обладает фактами доказывающими то что эти духи чужды мистической, освобождающей и обожествляющей функции Капалабхайравы. Для тех кто много лет изучает и практикует мистицизм, магию, ясно одно – Капалабхайрава, Эшу Маландро и Эшу Кавейра являются проявлениями общего спектра силы. Тантрики, мастера абхичары, почитают череп как атрибут Капалабхайравы и почитают трансгрессию как проявление Капалабхайравы.
Для установления контакта с Капалабхайравой и Чандакапалини Аиндри применяется камень гематит. Это связано с тем, что в абхичара мандале тела этих божеств подобны гематиту. Алкоголь для подношения Аиндри и Капалабхайраве наливается в украденную посуду, в связи с функцией этих божеств. Чтобы божества трансгрессии и преступного мира пришли в храмовую комнату, в гарбху помещают предметы, связанные с их деятельностью. Среди которых карты шулера, нож бандита, земля с порога публичного дома, прах со шмашана или земля с кладбища, деньги пришедшие адекватным путем, фишки казино, участвовавшие в афере, справка об освобождении из тюрьмы и официальная бумага, в которой терпила говорит что добровольно передает крупную сумму денег. Ритуал заказывается перед кражей, ограблением, аферой, вымогательством, торговлей запретным, уходом от погони и нейтрализацией судебного дела.
Взгляните на гарбху мастера тантрической абхичары во время ритуалов, обращенных к Капалабхайраве и его шакти Аиндри, и взгляните на алтарь кимбандейро во время ритуала обращенного к Эшу Маландро. Мы увидим то что оба ритуала требуют помещения на алтарь предметов одних и тех же категорий. Вывод такой: существуют силы, являющиеся не плодом старинных суеверий индийцев и бразильцев а реальными магическими силами вселенной. Только параноик будет говорить о «тайном сговоре бразильцев и индийцев с целью распространить одно суеверие». Адепты Востока и адепты Запада обнаруживают мистико-магические универсалии Вселенной и апеллируют к ним посредством установления гармонии между адептами и этими вселенскими силами.