Тантрическая чаша из головы черепа, именуемая капалой, символизирует голову бога творца Брахмы и победу над тем, что Брахма олицетворяет. А олицетворяет он то, что создает ограниченное мироздание (ашуддха адхван), интеллект, эго, гордыню, официоз и брахманизм, ортодоксальный индуизм, с его косным делением на ритуально чистое и нечистое. Капала обладает волшебством превращения яда (алкоголь, символизирующий элементы нечистого мира) в амриту (напиток богов).
Надо сказать, что тантризм является одним из древнейших, архаичных духовных путей человечества, на уровне символизма и некоторых практик. И если узор его логоса – филигранная, утонченная и изощренная философия – возникла, приблизительно, за период с VI-V веков до н.э. по последние века н.э., то часть учения, которая передается языком мифа и символов – существовала и в палеолите. В те древние времена сознание человека и его язык – очень отличались от современных эквивалентов. В частности, своей нерасчлененностью и упором не на логические умопостроения, а на «тропы» — цепочки образов, передающие не голые идеи, а информацию о феноменах, в целом спектре характеристик, отношений и эмоционального воздействия. Человек в те далекие времена не отделял себя от всего остального таким драматическим способом, как это делает человек современный. Тьма и свет, добро и зло, дух и материя, небо и земля, жизнь и смерть – не были резко и контрастно отделены друг от друга – ни онтологически, ни символически.
По мере проистечения тысячелетий, происходило разделение всего этого. Современный человек испытывает затруднения адекватно понять тантризм – его суть, его язык передачи учения, его методики. Я посвятил изрядную часть своей жизни созданию моста между тантризмом и современностью. С моей точки зрения, современный научный язык психоанализа К. Юнга, разработанный Э. Нойманном, Ж. Дюраном и другими учеными, способен принести большую пользу в деле пролития света на феномен тантрического мировоззрения, языка и практического пути. Посему, в данной работе, как и в ряде других работ, я активно обращаюсь к результатам исследований Юнга, Нойманна и Дюрана, к современному научному языку описания мира и его отдельных феноменов. На мой взгляд, это поможет разъяснить современному человеку подлинное значение тантрической чаши, сделанной из человеческого черепа, освободив образ тантрического адепта от некоторой доли современного суеверного ореола нечестивости и зла.
Известно, что древние язычники делали чаши из черепов побежденных врагов. Тем самым они утверждались как владыки над смертоносной вражеской силой, ассимилировали эту силу, царили над ней. Сделать часть смертоносного врага своей полезной служанкой – домашней утварью – являлось фактором гармонизации себя с миром, фактором психологического покоя, свободы от страха, фактором, приближающим человека к Богам. То есть, это был, прежде всего, духовный, мистикомагический феномен, вовсе не кошмарное проявления зла, демонизма, невежества и бескультурья. В те жестокие и опасные века, все еще хранившие в себе понятия о Божественности, гармонии, справедливости, чести, чаша из человеческого черепа была феноменом не разрушительным, не негативным, но созидательным и позитивным. Она созидала гармонию, покой, уверенность, превосходство над жизнью и смертью.
Тантрическое отношение к таким чашам вбирает в себя все вышеупомянутые положительные эффекты наличия в домашнем хозяйстве такой посуды. Однако, на этом полезные свойства, качества и возможности такой чаши для тантрического адепта не ограничиваются.
Капала – священная чаша из человеческого черепа – есть символ Великой Богини. По форме она напоминает йони и грудь. В мирном аспекте, как грудь – она питает своим содержимым. Аспект рождения – тоже мирный, на первый взгляд, предельно связанный с силой жизни. Однако, это только одна сторона медали. Йони порождает живых существ, которых употребляют в пищу, и в этом четко прослеживается аспект разрушения и смерти. К тому же, питающая и утоляющая жажду чаша сделана из мертвой головы – черепа. Жизнь капалы образовалась путем смерти существа. Прах, рожденный смертью – вот плоть жизни капалы. Прах есть символ бренного, материального, смертного и ограниченного. Убийство врага и жертвы на охоте – это, на первый взгляд, проявления мира круговерти сансары. Использование же капалы, созданной из праха, убийства и смерти, во имя свободы от материальных ограничений, во имя неуязвимости и бессмертия – ставит адепта выше материальных оков, выше смерти. То, что убивает и пугает профанов – служит адепту тантризма, кормит и питает его. Плюс к этому, из таких чаш, во время тантрических ритуалов, принято употреблять интоксиканты: алкоголь, бханг, сому. Таким образом, в капале присутствуют силы секса, силы смерти и силы интоксикации. Или: жизнь (рождение, поддержание), смерть (пожирание, поглощение), модификация существования (усиление и ослабление интоксикации).
Надо сказать, что и эти силы, и их символы – тоже полисемантичны. Оргазм секса, в некоторых аспектах, напоминает смерть. Смерть может быть воспринимаема как новое рождение; плюс к этому, убийство одного существа дарует продолжение жизни других существ. Интоксикация же – может убивать старое мировосприятие и рождать новое восприятие. Также, интоксикация может убивать сознание путем его дезориентации, затуманивания, а может усиливать его, оживлять, растить, углублять, расширять и освещать – путем позитивного использования некоторых интоксикантов.
Трансформирующий символизм во многом определяется самым нуминозным из всех таинств: ростом. В кровотрансформирующей мистерии тайна женского начала кажется лежащей на животном плане, но применимы и слова Платона: «В плодородии и росте не женщина служит примером для земли, а земля служит примером для женщины». Поскольку земля, как творческий аспект женского начала, правит растительной жизнью, она хранит тайну более глубокой и первоначальной формы «зачатия и порождения», на которых основана вся животная жизнь. По этой причине высшие и наиважнейшие мистерии женского начала символизируются землей и ее трансформациями.
Адепт тантризма шепчет мантру над капалической чашей с интоксикантом. Мантра, как женская динамическая, трансформационная сила, и чаша, как элементарное, фундаментальное женское, превращают содержимое чаши во всю вселенную, полноту всех сил и феноменов. Поглощая питье, адепт вмещает в себя всю вселенную, обретая пурнатву (полноту). Фактически, любая субстанция, помещаемая в капалу и обрабатываемая мантрами, с точки зрения тантризма, утрачивает свои негативные качества и преобразовывается в субстанцию духовную, полную целебных и полезных качеств.
Во время особых ритуалов испития из капалы, адепт ставит ее на треногу, образованную мудрой из пяти пальцев. Середина капалы покоится на двух согнутых, прижатых друг к другу пальцах. Другие три пальца оттопырены и направленны вверх, подобно трезубцу. Они поддерживают чашу по бокам, с трех сторон. Основа из двух соединенных пальцев – символизирует Великого Бога и Великую Богиню, Шиву и Шакти.
Три же остальных пальца – символизируют триады проявления универсальной богини. Это: Агхора, Гхора, Гхоратари; созидание, поддержание, разрушение; прошлое, настоящее, будущее; верхний мир, средний мир, нижний мир – и их силы; солнце, луна, огонь звезды; субъект, процесс восприятия, объект; сознание (ум), энергия (речь), форма (тело); Бхайрава, Кали, Адепт.
Эти триады унифицируются в одну триаду, и она состоит из трех Богинь – Агхора, Гхора, Гхоратари. В некоторых традициях эти три Богини эквивалентны Богиням Пара, Парапара и Апара, в некоторых – не эквивалентны. В Бхайрава-Кали-Дхарме эти две триады почти эквивалентны. Просто в одной триаде подчеркиваются аспекты единства, двойственности и тройственности, или множества; и одновременно – аспекты «субъект, объект и восприятие». В другой триаде подчеркивается влияние трех Богинь на живое существо. Агхора – «добрая Богиня», Гхоратари «ужасная Богиня» и Гхора – «Богиня центрального модуса». Под центральным модусом может пониматься либо нейтральность, либо способность на «и злые и добрые проявления».
Истинность, архетипичность, транскультурность и универсальность такой триады Богинь была подтверждена исследованиями К. Юнга и Э. Нойманна. Я сам, исследуя феномен триады, обнаружил то, что она существует не только в индийском тантризме, но и в европейском язычестве, и даже в мистико-магическом учении африканского народа йоруба.
Таким образом, универсальные, вселенские Шива-Шакти (два соединенных пальца) манифестируют из себя три первичные, базовые силы (трезубец из трех пальцев). Те порождают воплощенную Мать махамайю (капалу), со всеми ее возможностями, со всей чудодейственной силой. Эта Мать порождает весь мир (содержимое чаши).
Вся описанная конструкция оживляется мантрами/биджами Шивы-Шакти, трех Богинь, махамайи и видьи – Богини-покровительницы конкретного адепта, в которой ярко выражена Анима, в ее высочайшем аспекте и фазе проявления, развития. На этом полисемантичность капалы и ее свойств не исчерпывается.
Обычно для капалы используется мертвая голова мужчины: символ победы над брахманизмом, официозом и вражескими воинами. Мужчина, мужское, олицетворяет дух, Бога, известного как архетипическое мужское и манифестирующийся из него Бог Великий Отец. Таким образом, в капалической чаше присутствует не только женское, но и мужское начало также.
Фактически, капала содержит в себе дух и силу андрогина, уробороса, но не в его абстрактной, умозрительной, теоретической манифестации, но в его магической, действенной, инструментальной манифестации. Все это делает капалу необычайно мощным артефактом, очень важным в тантрической духовной практике.
Бхайрава-Кали-Дхарма способна научить человека не бояться смерти, и не испытывать излишнего отвращения к продуктам распада и тления. Из черепа изготавливается великолепная чаша для питья напитков. С такой домашней ритуальной утварью, наполненной интоксикантом, дом адепта – «полная чаша».
А. Джайадхар