Аситангабхайрава — владыка магии

Аситангабхайрава и Ниласарасвати являются проявлениями колдовского аспекта Калабхайравы и Кали. Индийская магия, присущая Шайва-Шактизму, немыслима без обращения к этим божествам и их силе. Магическая помощь, которую оказывают людям мастера абхичары, находится в прямой зависимости от Аситангабхайравы и его Шакти. Будучи источником магических сил и наук, они являются покровителями гильдии колдунов. Чтобы успешно практиковать тантрический путь Кали и Бхайравы, адепт должен заручиться поддержкой силы двух богов – Ватуки и Ганеши.

А для того чтобы практиковать бхайрава-кали-абхичару, необходимо заручиться поддержкой силы трех богов – Ганеши, Ватуки и Аситангабхайравы.

Первое, что бросается в глаза при исследовании Аситангабхайравы, это крайняя противоречивость информации о нем. Согласно ряду религиозных и тантрических источников, Аситангабхайрава является темной ипостасью бога творца Брахмы, что подтверждается схожестью атрибутов обоих божеств, а также тем, что шакти Аситангабхайравы – Брахми. В то же самое время, согласно некоторым источникам, описывающим мир капаликов, Аситангабхайрава является мрачной испостасью бога хранителя Вишну. И при этом, в обоих случаях, Аситангабхайрава является манифестацией Калабхайравы. Согласно южноиндийским представлениям, Аситангабхайрава имеет тело белого или золотистого цвета, держит в руках меч, четки, кувшин, чашу и передвигается на лебеде или гусе. На самом севере Индии и в Непале он часто изображается красноватым или золотистым, одетым в красные одеяния, держащим в руках сосуд-камандал, деревянную ложку-ковш для жертвоприношений, четки, священный текст-книгу, барабанчик дамару, трезубец или сигнальный посох кхаккару и варада мудру (мудра даяния), передвигающимся на гусе, реже – на коне. То есть налицо атрибуты Брахмы с добавлением атрибутов Шивы. Согласно ряду некоторых других тантрических и религиозных традиций, на которые ссылается доктор философиии индолог Элизабет Шалье-Висувалингам, Аситангабхайрава имеет тело золотого цвета и выглядит атлетически или, по крайней мере, хорошо сложенным. Божество держит в руках трезубец, барабан дамару, аркан-удавку и меч.

Вот еще одно описание Аситангабхайравы:

Trinethram, varadam shantham, munda mala bhooshitham,
Swetha varnam, krupa murthim, Bhairavam Kundalojjwalam,
Gada kapala samyuktham, kumarsya digambaram,
Banam pathrancha sankham cha aksha maalaam kundalam,
Naga Yagnopaveetham cha dharinam suvibhooshitham,
Brahmani shakthi sahitham, hamsaroodam suroopinam,
Sarvabheeshta dharam nithyam asithangam Bhajamyaham.

«Я молюсь темному Бхайраве, который выполняет все желания…
Тому, кто имеет три глаза…
кто носит гирлянду из черепов, кто белый, кто держит булаву и череп,
Кто молод и обнажен… кто носит змею, как священный шнур… кто с богиней Брахмани едет на лебеде…»

Аситангабхайрава в южноиндийской традиции

Мы видим, что в одном и том же тексте Аситангабхайрава описывается одновременно как «темный» и как «белый». Эта амбивалентность может быть объяснена, подобно тому, как это объясняется в случае с Кроддхабхайравой, «от ненависти чернеющим и яростью пламенеющим, добела раскаленным». Однако это нелегко выразить иконографически, в то время как иконографически выразить божество в антропоморфной форме – требуется для нужд мистицизма и магии. Значит, задача должна быть решена адекватным образом. Как она решается в бхайрава-кали-абхичаре, я объясню несколько позже.

Ниласарасвати, северная традиция

Богиня Брахми, Брахмани, нередко индентифицирующаяся в северных и северо-западных индийских тантрических традициях с богинями Пара и Агхора является шакти Аситангабхайравы. Она изображается имеющей белое тело, держащей свиток и бриллиантовую акшамалу, то есть четки, две другие ее руки сложены в варада мудру (жест дарования) и абхайа мудру (жест бесстрашия). Также она проявляется имеющей золотой цвет тела, четырехголовой, богато украшенной, увенчанной карандамукутой, в руках держащей четки, аркан, лотос, священный текст, сосуд камандал, лотос, колокольчик, и ложку-ковш для жертвоприношений. Она передвигается на лебеде или гусе, а согласно непальской традиции – передвигается верхом на утке. Иногда ее изображают сидящей на лотосе, в частности – красном. По сути, Аситангабхайрава и Брахми в большинстве случаев изображаются как Брахма и Сарасвати. Когда погружаешься в тантрические и религиозные традиции колдунов, воровских каст и бандитских кул, вырисовывается картина, очень отличающаяся от вышеописанных представлений о Аситангабхайраве и Брахми.

Перед нами предстают хтонические божества темно-синего цвета, окруженные духами, призраками и ядовитыми гадами. Куда-то исчезли гуси и белые лебеди, на их месте присутствуют посредники между миром живых и мертвых: черный лебедь, ворон, змея и мышь. Первая реакция заурядного исследователя: «Понятное дело, что в среде преступников – все не как у «нормальных» людей. Конечно же, эти низкие, нечестивые люди плохо образованны и не ведают высших мистических тайн. Оттого их понимание искажено и убого». Однако есть исследователи другого склада характера, иного типа сознания. В принципе, исследователи второго типа и есть те люди, кого боги и люди ночного мира впустят в незримое зазеркалье сферы их сакрального жилого пространства. Так как они имеют видение в сумерках и ночи. Первое что приходит в голову исследователям этого типа: «При погружении в мистико-магические традиции зловещих колдунов и обитателей преступного мира обнаруживается трезвая логичность и крайняя рациональность этих традиций. Мандалы этого мира проявляются более логично, чем мандалы многих «благопристойных» тантрических и религиозных традиций. Например, согласно доктору Э. Шалье-Висувалингам, в «благопристойных» аштабхайрава мандалах цвета и атрибуты некоторых из восьми бхайрав дублируются. Одни бхайравы в этих мандалах отличаются по именам, цветам и атрибутам, а другие бхайравы отличаются друг от друга только именами. Согласно логике, резкое различие манифестации Аситангабхайравы и Брахми в кругу колдунов и в преступной среде от манифестации в обычной среде – должно иметь какую-то логику и быть основанным на какой-то закономерности».

Так оно и есть. Аштабхайрава мандалы бхайрава-кали-абхичары и религиозных культов преступного мира логичны и соразмерны. По крайней мере, мне пришлось встретиться именно с такими. Все божества отличаются друг от друга по имени, цвету и атрибутам, и ни одно из них не дублирует другое божество по этим признакам. Дублироваться могут лишь отдельные аспекты, в силу полиморфности и амбивалентности божеств арйадравидского пантеона. Цветом тела в таких мандалах Аситангабхайрава подобен богу Вишну.

Аситангабхайрава в абхичаре

Есть ли для этого какие-либо традиционные основания? Согласно некоторым источникам, капалики признавали Аситангабхайраву манифестацией Вишну. Возможно, что в радикальных мистических и магических традициях, как и в преступных сообществах, некоторые аспекты культа капаликов сохранились в чистоте, в то время как во многих иных традициях со временем произошли метаморфозы этих аспектов. Существует духовная традиция дакойтов (разбойников) долины Чхамбал. Ее адепты почитают Аситангабхайраву и носят как шиваитские четки из рудракши, так и вишнуитские четки из туласи. В то же время, едва ли мы имеем основание утверждать то, что эти два вышеупомянутых фактора (капалики и дакойты) являются доказательствами связи Аситангабхайравы с Вишну и доказательствами отсутствия связи с Брахмой и другими божествами. Давайте детально рассмотрим образ этого проявления бога Бхайравы в традиции бхайрава-кали-каулы, ее абхичары и в традициях преступного мира Индии. Вот как предстает Аситангабхайрава в данных контекстах: «Велик Аситангабхайрава, прославленый темный Бхутараджа – владыка тьмы и черной магии, малефик, некромант, кому служат демоны, злые духи, духи умерших, оборотни, заражающие смертью грызуны и ядовитые змеи. Велик бог, кто в верхнем небе как Сатурн, в среднем мире — как индиго, и в нижнем мире — как черная змея. Бог велик силой своей шакти». На первый взгляд кажется, что данное описание противоположно описанию «брахмаподобного» Аситангабхайравы, свойственного иным традициям. На чем же оно основано? Обратимся к этимологии слова «аситанга». Прежде всего, в переводе с санскрита это слово означает «имеющий конечности тела темного цвета». Исходя из этого, темно-синий цвет тела Аситангабхайравы связан с его именем гораздо более логично, чем белый, красноватый и золотой. В индийских традициях статуя доминирует над иконой, а звук имени божества и его мантры доминирует над статуей. Значит, согласно традиционной логике, образ должен являться олицетворением имени. Кто-то может выдвинуть версию: «Аситангабхайрава настолько темен, что его цвет переходит в свою противоположность и оттого темный превращается в белый». Такое может иметь место, однако это не должно быть определяющей характеристикой Аситангабхайравы. Есть особая форма белого бхайравы – «Шветабхайрава». К тому же зияющее-черным бхайравой является Калабхайрава, Аситанга – прежде всего темный, а не черный. Золотой, красноватый и белый цвета к темным цветам не относятся, это очевидно. «Анга» в данном контексте переводится как «конечность», «орган», «компонент», «тело». А вот как можно перевести слово «асита»: «темный», «нескованный», «черный», «темная половина лунного месяца», «черная змея», «растение индиго», «напиток-интоксикант», «яд», «планета Сатурн», «ядовитое животное», «темная мантра». Теперь обратимся еще раз к «неортодоксальному» описанию Аситангабхайравы свойственному ряду мистических, магических и религиозных преступных традиций Индии, вошедшему в мою ранее опубликованную книгу «Махакалагникула тантра»: «Велик Аситангабхайрава, прославленый темный Бхутараджа – владыка тьмы и черной магии, малефик, некромант, кому служат демоны, злые духи, духи умерших, оборотни, заражающие смертью грызуны и ядовитые змеи. Велик бог, кто в верхнем небе как Сатурн, в среднем мире — как индиго, и в нижнем мире — как черная змея. Бог велик силой своей шакти». Фактически, это описание базируется на смыслах слов «асита», «аситанга» и манифестация образа в данном случае является разворачиванием аспектов, содержащихся в имени божества. Рассмотрим, каким образом вышеприведенное описание соотносится с описаниями свойственными другим традициям. Аситангабхайрава именуется также «Бхутараджа», что можно перевести как «Владыка духов и призраков» и «Владыка сущностей», «Владыка элементов». Под элементами в данном случае можно понимать и «панча махабхуты»: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Брахма создал этот космос и населил его живыми существами. Аситангабхайрава также несет в себе эти функции (что выражается посредством идентичности некоторых его атрибутов с атрибутами Брахмы), однако он представляет собой, прежде всего сумеречный, хтонический, гневный аспект Брахмы. Причем до такой степени, что тело его проявляется мрачным образом: не белое и не золотое, но цвета темного индиго. Как и Брахма, Аситангабхайрава является отцом и владыкой мира и существ мира. Он сотворил мир мрачной магией ограничения, иллюзии, наваждения, морока сознания. И жители этого мира соответствуют его природе: это духи, призраки, ядовитые растения, змеи и насекомые, вороны, переносящие чуму крысы и мыши – дети Аситанги. «Асита» также является именем грозного бога Шани: Сатурна. Шани — это дэва, сын Сурьи от его жены Чхаи. Он старший брат индуистского бога смерти Йамы. Шани при жизни награждает или заставляет страдать человека за результаты его действий, тогда как Йама карает или вознаграждает индивида после его смерти. Шани считается величайшим учителем. Он приносит много страданий тем, кто следует пути предательства и несправедливости. Он рассматривается как величайший благожелатель и как бог дающий величайшие страдания. В индуистском искусстве, Шани изображают с кожей темного цвета, одетым в черные одежды, держащим в руках меч, стрелы и два кинжала, сидящим на своей вахане — черном вороне. Однако нам не следует полностью индентифицировать Аситангабхайраву с богом Шани, который формально находится на противоположной, западной стороне мандалы. Аситангабхайрава несет в себе мощный внутренний солярный аспект, поскольку он и его Шакти являются светочами магии: могучими учеными, жрецами и учителями. Помимо этого, Аситангабхайрава и Брахми соседствуют с Индрой и вместе с ним, согласно традиционным представлениям, являются дарителями удачи и благ. Фактически выходит так, что в традиции бхайрава-кали-абхичары Аситангабхайрава – это интеграция Брахмы, Сурьи, Индры и Шани (последний манифестировался на востоке в силу тайного принципа инверсии божеств мандалы), произошедшая в пространстве Шайва-Шактизма. А для мастеров бхайрава-кали-абхичары Аситангабхайрава, располагающийся в мандале на востоке, невзирая на свою сумеречную природу, проявляется как бог незримого утреннего Солнца, свету которого предстоит засиять после периода утренних сумерек.

Восточная сторона мандалы

С позиции обнаруженного, исследуем жену Аситангабхайравы – Брахми. Согласно логике, поскольку Аситанга несет в себе в некоторой степени природу Брахмы, то его супруга Брахми является хтонической формой Сарасвати – жены Брахмы. В ряде тантрических традиций Сарасвати именуется Вагвагишвари: Владычицей речи, Владычицей мантр и заклинаний посредством которых образован великий космос. Существует особая хтоническая форма Сарасвати: Ниласарасвати, она же – Шйама, Уграбрахми, Матанги. Она темно-синего цвета и идентифицируется с гневной богиней по имени Угратара, любимой тантриками и агхориями. Сарасвати-Тара, являющаяся богиней звуков, мантр, заклинаний, речи, может проявиться как Ниласарасвати, она же Уграбрахми, Угратара: владычица не только добрых и красивых слов, но и испепеляющих звуков, смертоносных и несущих порчу мантр, проклятий, ругательств и нецензурной речи. В ряде тантрических традиций Брахми и Аситангабхайрава символизируют не только вселенную звуков, но и таттву буддхи. Это непосредственно связанно с тем общим, что есть в сфере буддхи и в сфере звуковой вибрации. И еще один изгиб змеи амбивалентности и полиморфности божеств свастики: согласно ряду северных тантрических традиций, за мир звуков отвечают Кроддхабхайрава и его шакти Гхорамукха, Ужасноликая, она же Вайшнави или Наракалакшми. А они связанны как с миром ада и божественной ярости, так с Вишну и Лакшми – божествами равновесия, процветания и удачи.

Шйама

Мы уже проследили некоторую взаимосвязь между Аситангабхайравой и Вишну, теперь эта связь открывается и через сущность Брахми. В некоторых преступных кругах Индии супругу Аситангабхайравы, как и супругу Кроддхабхайравы, величают Лакшми-Алакшми. Как Лакшми – она богиня удачи и процветания, как Алакшми – она богиня неудач, невезения и краха. Апофеозом невезения и краха является попадание в нараку, ад. То есть от богини зависит удача и неудача, крах и процветание. То же самое свойственно богу Шани и его шакти. Имя супруги бога Шани – Ниладэви, Синяя богиня. Гневная форма супруги бога Брахмы – Ниласарасвати, Синяя Сарасвати, то есть Угратара. Таким образом, внутри мандалы бхайрав и матрик происходит переплетение сущностных сил различных аспектов различных божеств, в то время как на поверхности мандалы абхичары каждое божество имеет свое уникальное имя и свой уникальный образ. Обратимся к проявлению формы Брахми в мистико-магических традициях преступного мира. Ее облик очень отличается от золотой или белой Брахми-Сарасвати народного индуизма и ряда тантрических традиций.

Ее тело темно синего цвета, ее шея украшена гирляндой из черепов, она одета в черное или опоясана шкурой тигра или антилопы, в своих руках она держит лотос, капалу, меч, иногда копье, четки и книгу. Профану не доступно понимание того, почему богиня этого цвета и с этими атрибутами считается адептами ряда кланов и джати богиней Брахми, Брахмани. Сами адепты отлично осознают, что супруга Аситангабхайравы проявляется как Угратара, она же Ниласарасвати, и оттого она есть Сарасвати, Брахми. Угратара является формой как Махакали, так и Ниласарасвати, шакти «мрачного Брахмы»: Аситангабхайравы. В качестве завершающей демонстрации полиморфности и амбивалентности божеств пантеона обращу внимание на следующее: Рурубхайрава считается проявлением как Рудры (тантрики), так и Брахмы (капалики), один из символов Рурубхайравы – антилопа. Супруга Аситангабхайравы облачена в шкуру антилопы, что подчеркивает ее родство, как с Брахмой, так и с Рудрой.

В традиции шри видйа Брахми символизирует понятие «кама» — любовь, страсть, альтруизм, похоть, распутство, необузданная страсть, разврат. То есть, налицо проявление, зачинающее и порождающее мироздание, как божественное, так и сансарическое. Брахма – творец космоса, первопредок, законник, знающий мудрец и учитель. Сарасвати – мать космоса, творящая мир из мантр и заклинаний, богиня мудрости и учености. Аситангабхайрава и Брахми – творцы призрачного космоса, родители его обитателей, чернокнижники, выплетающие заклятия существования, процветания и уничтожения, владыки магии, покровители существ хтонического мира. Аситангабхайрава, он же Бхутараджа (Владыка духов, привидений и призраков) – олицетворяет собой мир могущества, ужасающий профанов, именующих это могущество «черной магией». Однако в действительности, «черной магией» суть и могущество Уграбрахми и Аситангабхайравы не ограничиваются. В бхайрава-кали-абхичаре основной функцией Аситангабхайравы и Ниласарасвати является создание чертежа, согласно которому все во вселенной происходит. Их измерение – мир определяющей магии, их сторона света – восток.

Угратара

Их махасиддхи: могут сделать так, чтобы в нашем мире что-либо появилось или исчезло, усилилось или ослабло, сохранилось или преобразилось. Их сиддхи: могут создать заклинания везения в той или иной жизнедеятельности человека, закрыть от врагов, создать узор магии процветания, богатства, силы и успеха, помочь в обретении успехов во всех видах магии: нанесение удара, убийство, введение человека и его дел в ступор, проклятие, сглаз, порча, гипноз, подчинение, заражение, помешательство, контакт с духами, душами умерших, демонами.

Угратара в бенгальской традиции

Соответственно, они могут защитить от всего этого, устранить негативную кармическую связь с умершими, облегчить переход из мира живых в мир мертвых, гармонизировать взаимоотношения с грозными силами и обеспечить их поддержку в делах, предсказать будущее и даровать способы влиять на будущее, защитить от болезней вызываемых инфекцией, ядами и черной магией, удалить из человека, его жилища и места работы демонов и злых духов, развеять опасные иллюзии и вредоносных призраков, приказать воронам и другим птицам не обкрадывать человека, настроить змей, крыс и мышей на дружбу с человеком или на уход из жилища человека. Негативное проявление Аситангабхайравы и Ниласарасвати в человеке: безумное стремление к строительству, к действию, к ментальной мастурбации, похоть и безумное желание порождать. Интровертивная природа этих божеств – буддхи. В своей антропоморфной манифестации в бхайрава-кали-мандале Аситангабхайрава выглядит так: темно-синее тело, аура вокруг головы, увенчанной короной, представляет собой диск белого солнца.

Вокруг шеи четки из рудракши и горного хрусталя, ожерелье из отрубленных мужских голов и ожерелье из драгоценных камней. Брахманский шнур, украшающий тело Аситангабхайравы, сделан из живой змеи. В руках пламенеющая синим пламенем тришула (трезубец) с барабаном дамару, чернокнижный текст, метательная чакра кольца Сатурна; четвертая рука располагается в позиции абхайа мудра. Одет Аситангабхайрава в черное, фиолетовое, синее с золотым и серебряным орнаментом. Антропоморфная манифестация Ниласарасвати: темно-синее тело, аура вокруг головы увенчанной короной являет собой диск белого солнца. Вокруг шеи четки из рудракши и горного хрусталя, гирлянда из отрубленных человеческих голов существ мужского пола, ожерелье из драгоценных камней и змея вокруг шеи. В руках четки, жертвенный меч рао, капала с лотосом, еще одна рука богини находится в позиции варада мудра, дарующей богатства – золото или драгоценные камни. Одета в черное, фиолетовое, электра, синее с золотым и серебряным орнаментом. Ее тайное имя – Агхорамукха, «Ликом не ужасная».

Ваханами Аситангабхайравы и Ниласарасвати являются ворон, черный лебедь, павлин, тотемами – паук, змея, крыса и сова. Небесным спутником этих божеств является бог Сурйа (солнце), соседствующим спутником – бог Индра. Аситангабхайрава и Ниласарасвати покровительствуют бхутам. Бхуты – полисемантичное слово. Одна из трактовок -души умерших людей, после смерти не получивших материального тела. Бхуты – страдающие больные существа, привязанные к блужданию по этой земле в бесплотной форме. Бхуты – наиболее общий термин для духов. Часто это духи погибших неестественной смертью. Они живут прошлым и страдают от воспоминаний о прошлом (одно из значений Bhūta — прошедшее время). Они могут быть также и просто природными духами или духами местности, то есть не связанными с умершим человеком. Активны ночью. Обитают они на деревьях, в пустынных и заброшенных местах, на чердаках, на перекрестках дорог, на ничейных территориях, но никогда не касаются земли. Они могут наслать несчастья, болезни и порчу на людей и скот, могут погубить урожай. Также под бхутами понимают элементы, которые образуют мир материи: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

Ниласарасвати

К Аситангабхайраве и Ниласарасвати обращаются тогда, когда требуется: магия удачи и процветания, магия денежного потока, магия предвидения, защитная магия, а также магия нахождения подходящего супруга.