Нет времени писать длинные статьи, а ряд людей их ждет. Публикую самый свежий и последний, в ближайшее время, longread. Об общем и личном в мистико-магических традициях, а также о некоторых практических методах. Покойный доктор наук А. Паду, директор Национального французского центра научных исследований, один из лучших в мире специалистов в области изучения тантризма, написал в одном из своих трудов: «Едва ли есть школы, но скорее посвящающие традиции – гурупарампара. Это главное божество и его культ, а не доктрина, которая вполне может быть в значительной степени личной и часто составлена из материалов, привлеченных из различных традиций». Свами Лакшманджу ввел для многих своих учеников, хотя и не для каул, принцип придерживаться вегетарианской диеты, что является крайне необычным для кашмирского шиваизма.

Принцип формирования личного стиля также относится и к нетантрическим традициям. Например, Прабхупада предписал своим ученикам из числа мирян заниматься сексом только ради зачатия потомства. Это предписание авторское, не свойственное стилям обучения большинства мастеров гаудиа-вайшнавизма. Тем не менее, вне зависимости от пользы или вреда такого предписания, оно является обязательным правилом для учеников Прабхупады. Мастера любой традиции отличаются друг от друга доктринальными акцентами, манерами обучения и особенностями практики. Если мы сравним книги по кашмирскому шиваизму Камалкара Мишры, Свами Лакшманаджу и Болджинатха Пандита – мы легко обнаружим этот факт. В порядке демонстрации принципа, приведу 3 примера моей жизни. Широко известным в русскоязычной среде стилем практики мандала-садханы является принцип стадии порождения мандалы из Неописуемого и стадии сворачивания мандалы в Неописуемое. Я же практикую иначе: в моей садхане первой стадией является почитание адептом божеств мандалы, которым он приносит себя в дар и через это обретает Неописуемое. Второй стадией является проявление себя главным божеством мандалы и затем разворачивание из себя всей вселенной, посредством последовательного проявления из себя всех божеств мандалы. Почему я рекомендую это? Потому, что после «ковриковой садханы» нам необходимо вернуться в мир повседневных дел, а целью садханы является пребывание в божественном состоянии максимальной чистоты и интенсивности. Если мы завершаем «ковриковую садхану», оставляя мандалу развернутой – это облегчает интеграцию повседневной бытовой деятельности с Божественностью и проявление сиддх и риддх. Надо сказать, что этот мой стиль проработки мандалы – не сугубо личный, хотя в ваших краях не самый распространенный. Он предписывается некоторыми широко известными в очень узких кругах парампарами. Какими именно – можно узнать ознакомившись со средневековыми тантрами и падхати. При наличии реального интереса. Второй пример – это принцип усиления эффекта абхичары посредством интегрирования его в мою личную садхану. В порядке личной садханы, я почитаю божеств мандалы; доходя до тех божеств, от которых зависит исполнение желания заказчика, я делаю им арати и бали. После чего продолжаю фазу почтения божеств, пока не дойду до центра мандалы. Затем я разворачиваю себя как весь пантеон. Дойдя до божеств, от которых зависит выполнение желания заказчика, я проявляюсь как главное божество, одним из щупалец которого являются эти конкретные божества, и «шевелю» этим щупальцем в нужном направлении. Таким образом, выполнение заказа становится частью моей личной духовной практики, а она сама по себе рождает заслуги. И вот эти заслуги усиливают действие конкретного ритуала абхичары (правда, сделать дурака умным, а мудака и садистического зануду любимым до гроба – вряд ли удастся даже с помощью таких ухищрений). И в завершение темы, третий пример моей личной акцентуации. Упор на превосходные человеческие взаимоотношения во внутреннем кругу. Древние мало об этом говорили, так как раньше все люди жили кланами, и взаимоотношения между ними были родственными. Это приводило к надежности, безопасности, плодотворному сотрудничеству, и просто к приятной, гармоничной обстановке. Сейчас многие люди живут сами по себе. Быть родными до погребального костра – не умеют. И качество взаимоотношений между людьми наводит на меня тоску. Вот почему я делаю упор на искусстве гармоничного общения, на поведенческом адате, и стараюсь всех моих учеников переженить друг на друге и побратать. Так безопаснее, полезнее, гармоничнее. И еще одно: я не приму в наш ближайший круг даже очень талантливого мистика, если он по характеру не совместим со мной и с другими адептами моего близкого круга. Нам ведь придется жить друг с другом до самой смерти наших тел! Мне и другим родичам очень дорог покой в нашем общем доме. Таким образом, во все века и для всех, суть мистико-магических путей остается универсальной а детали зависят от «дэша-кала-патра» — места, времени и обстоятельств.