Унматтабхайрава, пребывающий на западе бхайрава-матрика-мандалы, является манифестацией довольно широкого круга аспектов Калабхайравы. Однако, прежде всего это божество мудрости за пределами ума, опьянения божественным и творческим вдохновением, божество умопомрачения, эйфории, безумия, введения в заблуждение, делирия, эротической страсти и оргазма. Его шакти – богиня Варахи. Она же, когда проявляется в своем прекрасном, эротическом аспекте – именуется Мохини. Их измерением является  мир свободы сознания, опьянения, безумия и сексуальной страсти, располагающийся на западном лепеске лотоса бхайрава-кали-мандалы. Согласно ряду источников, капалики считали Унматтабхайраву манифестацией интоксицированного сомой и любовной страстью Индры. Другие источники, как пуранические, так и тантрические, указывают на то, что Варахи является супругой аватары Вишну, носящего имя Вараха. Отсюда возникает версия о том, что Унматтабхайрава является манифестацией Вишну. И, наконец, согласно третьему ряду источников, Варахи является супругой бога смерти Йамы. Если исходить из этой версии – Унматтабхайрава является манифестацией Йамы. При этом, запад является местом пребывания Сатурна – Шани, брата Йамы, а также местом пребывания бога Варуны, бога мировых вод, верховного хранителя справедливости и судьи. На первый взгляд, перед нами непостижимая разуму мешанина энергий, функций и атрибутов. Так и должно быть: слово «унматта» переводится как «безумный», «шальной», «опьяненный», «пьяный», «интоксицированный», «умопомешаный», «психбольной», «бешеный», «ужасный», «имеющий отношение к растению дурман». Тем не менее, мы можем увидеть очертания сущности Унматтабхайравы и его Шакти. Ключом к этому будет собственно Махабхайрава, Калабхайрава.

Унматта

Унматтабхайрава

Обратимся к верховному бхайравайтскому мифу. После того как Бхайрава оторвал или отрезал голову Брахме, он скитался по миру обнаженным, с длинными растрепанными волосами, украшенным живой змеей, собирая подаяние в чашу из черепа, сопровождаемый собакой, стаей шакалов или свитой из бхутов (гоблинов). Миф рассказывает о том, как преследуемый Брахмахатьей, следуя от этапа к этапу своих странствий, Бхайрава забрел в лес гималайских кедров, где жили семь риши (семь ведических мудрецов) вместе со своими женами. Эти аскеты были сыновьями Брахмы, прародителями варны брахманов, высшей из четырех варн древнего социума. Они стремились к духовному совершенству, выполняя суровый аскетический тапас и поддерживая священный огонь. Бхайрава пришел в этот лес, чтобы испытать их веру проявлением буйного анархического мятежа против всех ортодоксальных устоев, а также открыть им бхайрава-кали-дхарму. Когда он вошел в селение риши, то не застал их.

Мудрецы незадолго до этого ушли в лес. Бхайрава, интоксицированный букетом магических зелий, был дик и очарователен. Он был абсолютно обнаженным, и только пепел сожженных трупов, служил ему украшениями и покрывал все его тело. Бродя вокруг хижин риши, эротично танцуя, и держа свой эрегированный половой орган в руке, он стал просить у жен риши милостыню. Он то дико танцевал, то кричал, то бродил вокруг жилища отшельников подобно нищему. Те были настолько соблазнены его нагой красотой, что оставили всякий стыд. Они бросились к нему, забыв про благопристойность и изнемогая от сексуального желания. Женщины распустили волосы, некоторые из них катались по земле и делали призывные жесты даже в присутствии мужей, когда те вернулись из леса.

Аскеты не узнали Бхайраву, явившегося перед ними абсолютно нагим, дико танцующим и поющим, держащим в руках только череп и свой половой член, окруженным их женами, а также гоблинами, шакалами и собаками. Бхайрава выглядел одновременно и развратно и зловеще. Риши не поняли, что Бхайрава ломает все ограничения и границы, потому что он и его духовный путь – вне всяких умственных, эстетических и социальных ограничений.

«Что это за несвятой отец? Разве так должны выглядеть и вести себя странствующие подвижники?!» — возмутились риши – «мы сейчас тебя научим правильным манерам и уму-разуму!» Они так разгневались на безумного Бхайраву, что прокляли его член таким ужасным проклятием, что пенис Бхайравы тут же отвалился и упал на землю. Однако, упав, он превратился в колонну огня, а на месте старого лингама вырос новый лингам. Он также был проклят, отвалился, упал и превратился в огненный свет, а у Унматтабхайравы снова вырос огромный лингам. И так множество раз. Увидев такое сочетание внутренней духовной силы с внешней красотой мужского тела, жены аскетов решили оставить их, и неотступно следовать за Бхайравой. Согласно Шива пуране, как только мудрецы распознали Шиву, он передал им наставления: «Страсть бога невозможно остановить. Мир не найдет покоя до тех пор, пока для моего полового органа не найдется достойного места. И нет для него лучше места, чем йони владычицы горной страны (Бхайрави, Парвати) Как только она поместит в себя мой лингам, так сразу же в мир придет покой». Затем Шива наставляет мудрецов, как следует почитать Лингам. «До тех пор пока фаллос не будет установлен – не будет мира ни в одном из трех миров. Чтобы умиротворить божественный лингам, нужно построить основание для него в форме вагины. И установив его там с молитвами, подношениями, простиранием, гимнами, под сопровождение музыкальных инструментов, надо поливать его святой водой, Затем следует призвать Бога, говоря: «О, владыка, ты источник вселенной, ее ось и основа. Ты присутствуешь во всем, что существует. Вселенная – лишь форма твоего бытия. О милостивый, стань спокойным и защити весь мир».

Итак, пранавой мантры этого мифа будет аспект божественности, передающей знания в трансгрессивной манере. При этом в мифе доминирует эротический аспект. Далее следуют два аспекта: интоксикация-безумие и крушение всех табу, правил и норм. Фактически, Унматтабхайрава предстает нам как божественность, проявившаяся как бог хаоса, в ком сплелись мудрость и безумие, любовная страсть и разрушение. Возникает вопрос: почему большинство источников не ассоциирует Унматтабхайраву с богом любви и сексуальной страсти Камой и с богом интоксикации Сомой? Почему идет ассоциирование Унматтабхайравы с Варуной, Шани, Индрой и Вишну? Рассмотрим это. Поскольку Унматтабхайрава родственен Капалабхайраве, имеющему в себе силу Сомы, Чандры (Луны) и Индры, опьяненному сомой – он проявляется как Сома и как Индра. Капалабхайрава и Унматтабхайрава два божественных преступных аспекта одного и того же Махакалабхайравы.

Варахи

Варахи

Варуна – и дэва и асура, бог вод хаоса и космоса, он хранит рту – мировой порядок, «мировой закон». Йама и Шани – родные братья, и как Варуна они карают и даруют блага. Хаос – смесь жизни и смерти. Йама – бог смерти, Шани – бог кары и награды, учитель мудрости. Умопомрачение – хаос, частичное умирание. Сфера интоксикации – знание зелий и их свойств. Божество безумия способно не только самому быть безумным, но и насылать на других безумие и исцелять от безумия. Вводить в безумие – значит, вводить в иллюзию, то есть обманывать. Отсюда аспект покровителя шулеров и аферистов. Также, ввод человека в запредельную мудрость, ярое вдохновение и неодолимую любовь может условно именоваться «введением в безумие». Унматтабхайрава вводит в экстаз запредельной мудрости, ярость вдохновения и безумие эротической страсти и любви. В силу этого он – Махакама. В Дамара тантре и в Бхута дамара тантре Унматтабхайрава выступает в роли учителя магии и колдовства, как во имя пробуждения, так во имя процветания и во имя уничтожения. То есть он проявляется как Аситангабхайрава, Самхарабхайрава, Кродхабхайрава, Рурубхайрава, Йама и Шани. Вот диалог Шакти и Унматтабхайравы из Дамаратантры: «O, Владыка!… Как могут быть уничтожены Брахма и другие боги? Как мертвый человек может ожить, стать здоровым и бессмертным?… Поклонившись (богине), Унматта Бхайрава сказал: Я, Бог Гнева… Из любви к тебе я раскрою эти тайны… Вот мантра… Рецитация этой мантры, рожденной из пор Кродхабхайравы, словно пламя от удара молнии, сжигающее праматхи и посылающее Брахму, Индру и других богов в царство Йамы».

Варахи (Мохини)

Теперь о связи Унматтабхайравы и Вишну. В версии мифа о Бхайраве, описанной в Сканда пуране, Бхайрава испытывает мудрецов, подослав к ним красивую проститутку Мохини. На самом деле эта куртизанка была богом Вишну, которого Бхайрава попросил принять эту форму. В этом варианте мифа мудрецы отказались от своей аскезы, чтобы следовать за куртизанкой повсюду, в то время как Бхайрава в форме нищего соблазнил их жен. Поскольку шакти Унматтабхайравы – Варахи, и Варахи же шакти аватары Вишну по имени Вараха, самым простым способом для Унматтабхайравы попросить Вишну оказать ему вышеупомянутую услугу является попросить свою жену Варахи проявиться в виде Мохини.

В интровертивной тантрической мандале ряда тантрических традиций Варахи отвечает за мир осязания, прикосновений. Осязание – это доминирующий канал в сексе, а проституция – это эксплуатация секса. Кстати, именно поэтому Унматтабхайрава и Варахи являются покровителями сутенеров, проституток, публичных домов и проституции. То есть они есть покровители сферы, связанной с иллюзией (любви) и с эксплуатацией секса.

Вот подробная версия легенды о Бхайраве, Мохини, риши и их женах. Унматтабхайрава и Мохини сочли духовную жизнь семи ведических мудрецов ограниченной, а поведение мудрецов – ханжеским. Риши мнили себя образцами добродетели и благопристойности, глядя свысока на других людей. Бхайрава и его шакти решили проверить: соответствует ли натура семи риши и их жен тому, как они себя позиционируют. Когда риши ушли в лес за дровами, Унматтабхайрава пришел в их селение и начал соблазнять их жен. Очень скоро жены были готовы вступить с ним в любовную связь. Унматтабхайрава предложил им совершить акт любви в пещере, располагавшейся в одной скале, неподалеку от селения риши. В это время прекрасная Мохини вступила в контакт с самими риши. Она заигрывала с ними, осыпала комплиментами, эротически танцевала перед ними и говорила, что для нее будет большой честью, если святые мудрецы подарят ей хотя бы немного любви. Мудрецы возбудились и пришли в соблазн. Они изъявили желание соединиться в любви с восхитительной красоткой, сводящей с ума своими сексуальными флюидами. Мохини предложила риши войти в пещеру и там вступить с ней в любовный союз. Перед этим она решила принять омовение в лесной реке. Мудрецы вошли во мрак пещеры, разделись и стали ожидать Мохини. В это время Унматтабхайрава привел в пещеру жен риши, сказав им, что сейчас он совершит омовение и придет к ним. В пещере жены разделись догола и стали ждать Унматтабхайраву. Услышав в пещере шепот своих жен, риши решили, что это пришла Мохини. Жены риши, услышав, как во тьме к ним приближаются их мужья, решили, что это идет Бхайрава. Когда голые риши столкнулись в пещере со своими обнаженными женами, они были в шоке. Потом они поняли, что Мохини и Унматтабхайрава разыграли их и поиздевались над их благочестивой спесью. Сгорая от стыда и смущения, ведические мудрецы и их жены пререоценили себя более адекватно, что пошло и тем и другим на пользу. Унматтабхайрава и Мохини помогли риши и их женам реалистичнее познать самих себя. А ведь духовный путь – это путь к себе, без самопознания он невозможен.

В традиции шри видьи Варахи представляет собой, в частности, гордыню. В ряде тантрических традиций говорится что Унматтабхайрава устраняет препятствия связанные с негативно гипертрофированным эго. Эта божественная пара поистине сокрушила гордыню ведических мудрецов и гордость их жен. Варахи и Унматтабхайрава сбивают спесь с людей, введя их в заблуждение, опаивая их интоксикантами, провоцирующими нелепое поведение, заражая их похотью, и на посмешище и позор выставляя их голыми. Они также используют интоксикацию шактипатом и зельями, для того чтобы сбить спесь с «книжных червей»: схоластов-метафизиков и чиновников от религии – показать, что умственные представления о божественности и мироздании – не более чем умственные представления, а не реальность.

В консервативном индийском обществе Унматтабхайрава и Варахи освящают сексуальный и интоксикационный экстаз, освящают внебрачные связи во имя божественной гармонии – то есть помогают выйти за пределы косных ограничений ума и успокоить демона неудовлетворенного либидо. Как и Рурубхайрава и Раудри, Унматтабхайрава и Варахи могут усилить сексуальность и фертильность и даровать адептам рождение детей. Унматтабхайрава и его шакти Варахи олицетворяют собой божественный мир за пределами косных рамок ума, мир эротического, сексуального экстаза, божественной интоксикации, опьянения божественностью, пьяного веселья, наркотической интоксикации, безумия и сумасшествия, обмана и введения в иллюзии, наркомании и алкоголизма. Соответственно, они могут помочь избавиться и защититься от всего этого, даровать мистическое и поэтическое прозрение и вдохновение, обмануть врага или жертву, лишить врага разума, свести с ума, подсадить на наркотики, споить алкоголем, разрушить через это здоровье и жизнь врага. Они могут помочь изготовить и продать психоактивные зелья, вырастить психоделические грибы и растения или раздобыть их, помочь с овладением шаманским трансом и одержимостью божествами, транспортировать магические зелья, исцелить от сумасшествия, наркомании и алкоголизма, усилить позитивное воздействие магических веществ во имя исцеления, одухотворения и обожествления, подчинить сумасшедших, обожествиться. Они могут помочь любовникам избежать кары со стороны обманутых супругов и могут помочь обманутым супругам раскрыть любовные шашни. Они могут помочь женщинам привораживать мужчин, вызывая в них сексуальную страсть, и помочь мужчинам привораживать женщин. Они могут усилить удовольствие от секса, усилить оргазм и сделать его множественным и продолжительным. Для обретения помощи от Варахи и Унматтабхайравы надлежит знать посвященный им медитативный церемониал, включая последовательность этапов и все детали мистико-магической литургии, либо обратиться к мастеру абхичары, являющемуся жрецом культа Бхайравы и Кали, включающего в себя почитание мандалы восьми матрик и восьми бхайрав.

Варахи изображается с головой веприцы, в руках может держать посох-данду, молнию, меч, стрекало, плуг, сосуд, колокольчик, чакру, боевой лук и хвост яка. Ее ваханой являются баран или буйвол. На голове – карандамукута. Веприца, свинья является олицетворением буйной сексуальной силы, а также олицетворением тотальной погруженности в интоксикацию («напился и валяешься как свинья». В Варахи-тантре есть упоминание о пяти формах Варахи: Свапна Варахи, Чанда Варахи, Махи Варахи (Бхайрави), Кричча Варахи и Матсья Варахи. Ее также называют Панчами, потому что она являет пять аспектов божества: Брахму, Вишну, Рудру, Ишвару и Садашиву. В ряде тантрических традиций Варахи имеет имя БхимА, «Ужасная и Великолепная». Еще одна форма Варахи – Чайтанйабхайрави. Она передвигается на колеснице, запряженной кабанами. Она проживает в Океане сока сахарного тростника (Икшу — один из четырех океанов, который окружает Богиню Мать), царствуя на Острове Девяти Драгоценностей. У нее две руки, она сидит в лалитасане, у нее голова веприцы и тело божественной женщины. В правой руке Чайтанйабхайрави держит рыбу, а в левой – капалу.

Варахи в классической иконографии

В своем большом животе Варахи содержит вселенную (Бхугарбха Парамешвари Джагаддхатри).

В южноиндийской традиции Унматтабхайрава изображается восседающим на белом коне или стоящим рядом с белым конем. Его прическа украшена месяцем, его тело имеет золотистый цвет. В руках он держит меч, щит, посох и сосуд с интоксикантом. Согласно некоторым другим источникам, ваханой Унматтабхайравы служит не конь, а лебедь, и держит Унматтабхайрава не посох, а пестик к ступе для изготовления интоксиканта. Пестик логичен, так как он символизирует и фаллос, и изготовление интоксиканта. «Белый конь» — символ одержимости интоксикацией, гневом, как и символ победителя. Что касается лебедя – то я не нашел никаких иных аргументов, обосновывающих такой вариант ваханы, кроме одного: лебедь не намокает от воды и не пачкается от грязи, так и божественный адепт не деградирует от нарушений табу, не становится алкоголиком и наркоманом от интоксикантов, не развращается от дикого секса и не ухудшает карму от аферизма, сутенерства и проституции. Это сиддхи данной пары божеств. Их махасиддихи таковы: Унматтабхайрава и Мохини могут вывести сознание за пределы ограничивающих рамок, наделить божественным вдохновением и наслаждением божественной любовью, даровать силу любви, даровать силу освобождать, пробуждать, и силу ограничивать и контролировать. Когда они проявляются в человеке негативно, то в нем начинает проявляться чрезмерная гордыня, тупость, сумасшествие, наивность, зависимость от психоактивных веществ, порабощенность любовной страстью и сексом.

Э. Шалье-Висувалингам, опираясь на ряд ее источников описывает Унматтабхайраву так: тело белого цвета, в руках держит сосуд, палицу с железными зубьями, щит и бхиндипалу (разновидность метательного оружия). В непальских и индогималайских традициях Унматтабхайрава всегда обнажен и его большой половой орган всегда эрегирован. Унматтабхайрава имеет тело голубого цвета, стоит на змее, символизирующей кундалини, и держит в руках кхатвангу и метательную чакру. Он олицетворяет архаического Лакулишу, а также мир сексуальной йоги и каулизм. Существует мнение, что в ваджраяне Унматтабхайрава соответствует Чакрасамваре а Варахи – разумеется, богине Ваджраварахи. Есть более редкие формы Унматтабхайравы – зеленого и красного цвета. Зелный цвет символизирует парадоксальность и магические зелья, красный – жар любви, страсти и мужской силы. Иногда Унматтабхайраву изображают желтым, но, как правило, это условно выражает золотистый цвет. Наиболее распространены цвета, могущие ясно символизировать сексуальное безумие или сексуальную привлекательность.

Унматтабхайрава

Бхайрава приближается к селению риши

В бхайрава-кали-абхичаре Унматтабхайрава проявляется как бог, имеющий золотое тело. Его прическа украшена молодым месяцем и цветами дурмана. На шее он носит четки из рудракши, ожерелье из драгоценных камней и ожерелье из магических грибов. Его брахманский шнур сплетен из конопли. Унматтабхайрава обнажен, его огромный лингам вечно эрегирован. В руках великолепного бога чилум (трубка для курения конопли), щит-бубен, палица, также являющаяся как пестиком для лекарственной ступы, так и палочкой для бубна, еще одна рука Унматтабхайравы расположена в позиции абхайа мудра. Варахи в абхичаре проявляется как Мохини – великолепная, очаровывающая, вызывающая влечение богиня, имеющая прекрасное лицо и золотое тело. На голове ее золотая корона украшенная золотым ликом веприцы и драгоценными камнями. На шее Мохини носит четки из драгоценных камней, гирлянду из цветов и гирлянду из магических грибов. В ее руках колокольчик, капала с интоксикантом, меч, еще одна рука богини сложена в варада мудру. Одета Варахи в красное, пурпурное, фиолетовое, белое, зеленое.

Ваханами этой пары божеств являются белый конь, баран, буйвол; тотемами — вепрь, паук, павлин, лебедь. Их небесный спутник – бог Шани (Сатурн), их соседствующий спутник – Варуна. Унматтабхайрава и Варахи возглавляют брахмаракшаса кулу. Брахмаракшасы — духи брахманов, мертвых ученых, которые сделали зло в своей жизни или злоупотребили своими знаниями. Это очень мощные и опасные существа, они по-прежнему высокопродвинуты и могут наделить золотом, деньгами. Они обладают качествами, как брахмана, так и ракшаса.