Можно ли возродить тантрическую традицию, шактипат главной мантры которой не передавался на протяжении 4-5 столетий, и остались лишь тексты, расшифровывающие эту мантру? Некоторые ваджраянские авторитеты утверждают, что это невозможно. Так как это возможно только в случае непрерывной передачи шактипата мантры от конкретного учителя к конкретному ученику. Я обсуждал это вопрос с мастером Виджаем в 1999 году. Мастер Виджай сказал: «Что же, если такое говорят буддистские авторитеты, то это может значить, что у Будды в ваджраяне есть возможность передавать шактипат только таким способом. В то время как Шива неограничен и может передавать шактипат различными способами».

При всём при этом, можно проанализировать ситуацию. Каждая тантрическая традиция образуется из шактипата, обрастающего учениями, доктринами, символикой, методами, правилами жизни. Кто взывает к жизни шактипат? Божественность. Что взывает к жизни шактипат? Место, время и обстоятельства.

Индуизм в целом, или в каком-либо отдельном регионе, приходит к такой фазе, на которой уместно и органично возникнуть тантрической традиции. Она возникает и передаётся из поколения в поколение.

Кое-что в этой традиции может поспособствовать тому, чтобы в этот же период времени возникла другая тантрическая традиция.

В течение веков, условия, обстоятельства меняются в такую сторону, что адепты традиции могут её реформировать, чтобы она лучше соответствовала новым обстоятельствам, новому времени, и может быть новому региону. Линия передачи шактипата в реформированной традиции может по-прежнему исходить от того же древнего истока. Главная мантра традиции останется прежней.

В то же время эта старинная традиция может оказаться полезной более новой традиции, то есть традиции более нового шактипата, которая из старинной традиции возьмёт для себя что-либо ценное. Новый шактипат образует новую линию передачи традиции. Она будет новой несмотря на то, что инкорпорировала в себя некоторые элементы более древней традиции, или даже нескольких традиций. И её главная мантра будет отличной от мантр предыдущих традиций.

Может случиться так, что Божественность пожелает проявиться через мистиков в форме, достаточно отличной от предыдущих традиций: с новым пантеоном, новым учением, новыми доктринами, новыми методами… И, разумеется, её главная мантра будет новой.

Может случиться так, что новая традиция возникнет и расцветёт в период расцвета тантрических традиций, как одно из проявлений этого расцвета, со своей главной мантрой, которая будет передаваться из поколения в поколение.

Может случиться так, что новая традиция возникнет в период сильного упадка тантризма. Когда линия передачи некоторых традиций оборвалась и шактипат этих традций угас, а шактипат других традиций очень ослаб, и линия передачи вырождается. Миссией такой традиции будет наделение мистиков новым, свежим потоком шактипата такой большой силы, какая нужна для одухотворения тантриков в неблагоприятную для тантриков эпоху. Необходимость побеждать, то есть реализовывать дживанмукти в неблагоприятную эпоху, вызовет к жизни пробивную главную мантру, а также учения, доктрины, символы и методы, соответствующие суровым условиям «тантрической пустыни». И традиция будет продолжаться из века в век, реформируясь тогда, когда времена, условия и обстоятельства станут очень другими.

Теперь рассмотрим следующую ситуацию. Учёный, или даже учёный мистик, решил возродить древнюю традицию, шактипат и главная мантра которой не передавалась по прямой линии от поколения к поколению уже 400 или 500 лет. У нашего учёного есть благородное стремление, духовная сила, полученная им от других традиций, древние тексты вымершей линии передачи и понимание того, как нужно правильно трактовать эти тексты.

И вот он выложил тексты и свои разъяснения этих текстов в достаточно открытый доступ. Любой желающий может взять тексты с разъяснениями и попытаться практиковать традицию вымершего шактипата. Что произойдёт? Тут мы увидим развилку событий.

Три тысячи человек получат дар учёного. Одни из них не будут практиковать содержимое его дара на протяжении десятилетий, «положат дар в кладовку». Другие из них будут практиковать.

Из практикующих, одни будут практиковать неправильно, а другие будут практиковать правильно.

Поскольку нет живого мастера этой традиции (ведь учёный её не практиковал от «а» до «я» под попечительством гуру этой традиции), некому будет проверять всех этих людей, правильно ли они практикуют или неправильно. И, соответственно, некому будет их тренировать и давать им комплексы садханы в соответствии со спецификой каждого из этих людей.

Что касается главной мантры возрождаемой традиции и шактипата этой мантры, то всем этим людям останется только надеяться на то, что сам Бог им даст шактипат, который на тропе этой традиции никому не давал уже 400 лет.

То же самое будет касаться и дикш: всем этим людям останется надеяться на то, что сам Бог в незримой форме будет давать им невидимые дикши. Или же им нужно будет дать дикши самим себе, что тоже звучит весьма прикольно.

А получат ли они шактипат и даст ли им Бог в действительности дикши – это может знать только Бог.

Итак, у нас уже есть 3000 человек, которым учёный дал дар. Часть из них не практикует, часть практикует. Часть практикующих практикует правильно а другая часть – неправильно. Из практикующих правильно – часть практикует интенсивно, а другая часть – практикует в час по чайной ложечке. Каждый из них, в теории, может сказать о себе «Я тантрик, успешно практикующий возрождённую традицию, у меня великолепные результаты. Я и вас научу, если пожелаете!»

Если так скажет каждый, то что мы имеем? 3000 патриархов и матриархов возрождённой традиции?

Вряд ли. Патриархами и матриархами будут те, кто правильно практиковал. И к тому же практиковал интенсивно, потому что, если человек стал мастером за два года до смерти своего тела, едва ли он сможет успеть кого-либо обучить и оттренировать.

Да, но как люди поймут, кто из этих 3000 человек действительно является способным успешно обучать, тренировать, инициировать, давать шактипат? Скорее всего, большинство людей будут считать способными тех, кто говорит им то, что они желают слышать. И будут считать неспособными тех, кто говорит им то, что они слышать не хотят, пусть даже им говорят чистую и наиполезнейшую истину.

Таким образом может возникнуть, в теории, 3000 линий ученической преемственности возрождаемой традиции, и не один чёрт «сломит ногу» в попытке разобраться, какие из этих линий действительно являют собой возрождаемую тантрическую традицию, а какие линии просто имитируют, или даже патогенно паразитируют на ней.

Есть и другой вариант. В котором линии передачи возрождаемой традиции возникать не будут, так как гуру будет считаться не человек, а материалы, переданные людям учёным, и пояснения учёного к этим материалам. То есть гуру будут не люди, гуру будет набор текстов и видеоуроков учёного. Так было у сикхов. Вначале у сикхов были гуру, передававшие сикхскую традицию из поколения в поколения, а в последующие времена живых гуру заменила книга Грант Сахиб – священное писание сикхов.

Каждый желающий сможет прийти к этому гуру – то есть к набору текстов и видеолекций учёного.

Но вряд ли этот гуру будет тантрическим гуру в традиционном смысле. Потому что набор текстов и видеолекций не сможет узнавать, каков человек, к нему пришедший, каковы успехи и неудачи человека, как ему персонально обучать и тренировать человека.

У разных эпох для людей разные вызовы. Не хочу обесценивать ситуацию заявлением в такой стилистике: «Я запасся попкорном и с интересом буду наблюдать происходящее». Просто скажу о том, что мне будет интересно наблюдать за тем, что в контексте тантризма припасла для нас эта наша эпоха.

А. М. Джайадхар