Тантризм — это трансформация. Тантрик обучается и на базе этого обучения тренируется. Он должен выйти за границы своих человеческих ограничений. Он должен преодолеть трусость, малодушие, слабость, инертность, цепляние за несовершенное устоявшееся — то есть за косность. Он должен развить способность действовать более успешно, чем ранее. Он должен расширить свои возможности. Учитель нужен не только для того, чтобы инициировать и давать новую информацию. Он должен тренировать и корректировать ошибки ученика.
Если ученику кажется, что учитель незаслуженно критикует его недостатки, то он, ученик, демонстрирует признак анадхикари.
Потому что если ученик считает, что он совершенен и его позиция или действия не заслуживают никакой критики, то тогда ему в принципе не нужен ни учитель, ни учение, ни тантрический путь. Потому что это значило бы, что он уже реализован. Но это не так, а раз это не так — то он должен не убегать от критики учителя, а напрашиваться на эту критику, чтобы поскорее трансформироваться в соответствующую целям тантризма сторону.
Практика садханы – это уcилия, практика тантрической садханы радикального пути – это радикальные усилия.
Встречается слишком много людей, которые говорят себе и другим о том, что хотят с помощью тантры измениться к лучшему, но на самом деле боятся перемен и усилий ради перемен. Они попадают в ловушку, потому что невозможно измениться к лучшему, делая всё возможное для того, чтобы не совершать больших усилий и не меняться.
Быть тантриком – это почётно. Быть радикальным тантриком, то есть вирой – ещё более почётно. Как много эзотериков хотят считать себя вирами и хотят слыть среди людей вирами, не совершая при этом героических поступков, без которых человек не может быть вирой! Как много эзотериков хотят делать ритуалы высших тантр, не тренируя способности, необходимые для обретения успеха в высших тантрах!
Представим, что несколько человек решили штурмовать уровень высшего тантризма, но потерпели сокрушительное поражение. Один не смог справиться с малодушием, со страхами. Другой не смог справиться с гордыней и высокомерием. Третий не смог справиться с ленью и недисциплинированностью. И по этой причине они вынуждены были покинуть мир высшего тантризма.
Теперь представим, что большой учёный обнародовал тайный текст ритуальной практики высшего тантризма. Относящийся к традиции, чья посвященческая линия вымерла пять столетий назад. Большой учёный имел чистые помыслы, он хотел реконструировать традицию и через это попытаться возродить её хотя бы частично. К обнародованному тексту он дал четыре видеопояснения. Рассчитывая на то, что текст и пояснения попадут в руки тех людей, которые будут способны им воспользоваться.
А что значит быть способным им воспользоваться? Это значит, что человек поймёт, что раскрытая учёным практика находится не в подножье пирамиды, а располагается ближе к её вершине; и начнёт развивать в себе качества подножия, если ранее их не развил, чтобы данная учёным практика приносила пользу. И слава богам, если текст и пояснения учёного попадут в руки адхикари и они преуспеют. Преуспеют потому, что они адхикари.
Теперь представим, что практика попала в руки вышеперечисленных людей. В руки человека, не способного стравиться с гордыней и высокомерием. В руки человека неспособного справиться с паталогической ленью и недисциплинированностью. В руки человека, не способного справиться с малодушием и трусостью. В руки человека, не способного разрушить свою косность. То есть в руки людей, не способных к совершению усилий, необходимых для вира-садханы. Что тогда произойдёт?
А произойдёт вот что. Эти люди начнут практиковать данную учёному практику не на условиях тантризма а на собственных условиях. Сидя дома, «надёжно защищёнными мамкиной юбкой». Между чашечкой кофе и маминым борщом. Не поддерживая ритуальную практику развитием качеств вира-садхаки. Не рискуя, не напрягаясь, не совершая героические усилия, не развивая нужные качества. Просто практикуя ритуал в мягких и вялых условиях, в расчёте на то, что этот ритуал наделит их всеми необходимыми качествами без нужды совершать титанические усилия. Без нужды преодолевать тяготы и страхи.
Это напоминает басню «мартышка и очки». Это как ленивому дохляку, мастеру диванного лежания, купить на «Амазоне» пояс олимпийского чемпиона и видео, посвящённое нормативам подготовки к олимпийским играм, и затем делать восемь движений однокилограммовой гантелей раз в сутки. Выходя из своей комнаты компьютерных игр только для того, чтобы сходить в кафе или посетить туалет. Считая, что он уже великий герой спорта, который готовится к олимпийским играм и действительно скоро получит золотую медаль.
Великий учёный знал, что он делает, обнародовав текст по высшему тантризму. Я уверен, что он не один год хорошо продумывал эту акцию и её последствия. И, разумеется, он знал, что на одного адхикари, получившего текст с пояснениями, будет приходиться тысяча анадхикари. И зная это, он хоть как решил, что игра стоит свеч.
А что эти анадхикари? Они будут думать, что они адхикари, раз текст оказался у них в руках. Они будут думать, что они действительно настоящие вира-тантрики, раз совершают вира-ритуал. Не понимая, что будучи оторванным от жизни в героическом модусе, этот вира ритуал не выведет из сансары, но лишь снабдит иллюзией пробуждённости, лишь раздует эго, эгоизм. И жизнь ещё более далеко уведёт человека от возможности дживанмукти, чем если бы анадхикари не получил этот тантрический текст.
Тем не менее, я не пессимистичен, а оптимистичен, потому что рассчитываю на то, что найдутся адхикари, которым раскрытая учёным практика пойдёт на пользу. Возможно, именно благодаря таким редким, но искренним ищущим, традиция сможет возродиться, а её мощь продолжит трансформировать жизни и мир вокруг.
А. M. Джайадхар