БХИШАНАБХАЙРАВА И ЧАМУНДА (ХАСТИ, ВАМА, АСИДЖИХВА)

Бхишанабхайрава и Чамунда (Асиджихва, Хасти, Вама) располагаются на северной стороне абхичара мандалы. Это божества мира трюков сознания, основанных на страхе и бесстрашии. Их измерение – мир ужаса, страха и террора, а также бесстрашия, героизма, спокойствия. Функция этих божеств – ужасать и через это править, освобождать от кошмара и через это даровать силу духа, обожествлять и гармонизировать.

Согласно ряду источников, капалики считали их проявлением бога Йамы и богини Йамйа, владык преисподней, «царя и царицы смерти и справедливости». То же говорится в Вараха пуране. Согласно ряду тантрических и религиозных традиций, Бхишанабхайрава и Чамунда являются грозными проявлениями Шивы и Шакти. С ведических времен алтари Рудре-Шиве устанавливались не на востоке, как алтари остальных божеств пантеона свастики, а на севере, ассоциировавшимся с суровым климатом.

В силу этого не существует некоего радикального отличия их от Йамы и его шакти, кроме того, что первоначально Йама был смертным человеком, а эти боги, хотя и принимали земные формы, в то время были богами.

Теперь рассмотрим внешне противоречивый узор божественных силовых переплетений: в обычных народных мандалах бог Йама находится на юге, его жена также имеет имя Варахи, а в ряде тантрических мандал Варахи является супругой Унматтабхайравы и вместе с ним располагается на западной стороне мандалы. Синтетический ум каулы вырисовывает ситуацию так: Рудра и Раудри проявляются как Йама и его шакти. Унматтабхайрава, помимо всего прочего, символизирует помрачение и гибель ума, тем самым, проявляясь как Йама и его жена Варахи, что подтверждается тем, что женой Унматтабхайравы тоже является Варахи. Помимо всего прочего, в ряде религиозных мандал Индии, на северной стороне присутствует бог Буддха, олицетворяемый планетой Меркурий, а сторону эту охраняет бог богатства Кубера. Все это не может не отражаться на мандале бхайрав и матрик. И позже я покажу, как это происходит.

Сначала же мы коснемся главного в Бхишанабхайраве и его Шакти: его сущностной силе и его микрокосмическим-макрокосмическим проявлениям. Согласно ряду тантрических источников, эти божества проявляются как божества вкуса и жидкостноподобного проявления энергии, в частности – как воды; а также проявляются как божества отваги, бесстрашия, ужаса и террора. Вот как видят Бхишанабхайраву представители некоторых радикальных мистических и преступных традиций: «Велик Бхишана Бхайрава – грозный, чье имя Ужас, от кого бегут, чтобы спастись и уберечься. Этот бог – в трепет повергающий, зловещий, устрашающий, жуткий монстр, вселяющий в сердце ужас, пугающий, тот, кто пробуждает тревогу и собой рождает сильный страх, бог одним своим видом вызывающий шок, отчаяние и сводящий с ума, кошмарный, неодолимый, чудовищный, убивающий ужасом. Бог велик силой своей шакти».

Фактически мы видим разворачивание смыслов, содержащихся в санскритском слове «бхишана». Отсюда понятно, почему к Бхишанабхайраве и Чамунде прибегают для того, чтобы победить страхи, как и понятно, почему для успеха в рэкете, вымогательстве, терроре и шантаже преступники прибегают к помощи этого бога и этой богини.

Бог богатств Кубера располагается на севере и с ним связана сила Чамунды и Бхишанабхайравы: с помощью рэкета они скапливают богатства. Планета Меркурий – бог Буддха – также располагается на севере. Меркурий связан с тантрическими традициями внутренней алхимии, с мудростью и обучением, с воровством, с трансгрессией, с химией, со странствиями и с удачной торговлей. Сплавить разное воедино и разделить все по полочкам – это функция Меркурия. К тому же Буддха дает успех в ораторском искусстве. Все это очень соответствует дхарме Шивы и Шакти, особенно в ее тантрических и прочих трансгрессивных аспектах. Ум, хитрость, познания и метаморфозы с одной стороны, запугивание смертью, ущербом и убытками с другой стороны – вот ключи к успеху и обретению богатств согласно дхарме Чамунды и Бхишанабхайравы.

Люди, которым покровительствуют эти божества, умеют так все обмозговать и расставить по полочкам, что от предложений таких людей трудно отказаться. Соответственно их природе, Бхишанабхайрава и Чамунда очень помогают в следовании самым радикальным тантрическим дхармам. Также, имея в себе духовные аспекты Рудры-Раудри и судейские аспекты Йамы-Варахи, они одухотворяют героизм, рэкет и шантаж, тем, что адепты следуют правилам вселенской гармонии. В силу того, что Варахи, также проявляется как богиня эротической страсти, божества наполняют героизм, отвагу, рэкет и шантаж любовью.

Что касается неадептов – то они могут быть запуганы Бхишанабхайравой и Чамундой, сведены с ума от ужаса и страха и «отжаты» материально. А поскольку Чамунда и Бхишана в негативном проявлении своей силы олицетворяют впадение в адхармичность, они могут привести разбойников, рэкетиров, террористов и шантажистов из числа неадептов – к образованию груза очень плохой кармы, с печальными последствиями. Отсюда ясный и четкий вывод: если ты хочешь грабить, вымогать, собирать дань успешно, обеспечивая себе духовный рост, процветание и не накапливая грехов, ведущих к бедам и страданиям – у тебя нет иного выбора, кроме как встать на духовный путь Бхишанабхайравы и Чамунды.

Махариддхи этих божеств могут наделить бесстрашием, уверенностью и обожествлением, могут рождать ужас, контролировать через ужас и страх, достигать целей через террор и шантаж, освобождать от страха, нейтрализовывать террор и шантаж.

Риддхи этих божеств могут свести с ума перепугав, убить через сильный испуг, отравить жизнь страхами, паранойей, тревогой, беспокойством, насылать кошмары, по сути, превращая жизнь в один большой затянувшийся кошмар. Соответственно, они могут избавить от всех этих бедствий, могут помочь в деле избавления от фобий и тревожности, в деле создания фильма ужасов или ужасного романа. Могут помочь в деле рэкета и вымогательства – запугать жертвы и заставить их выполнить все условия вымогателя, обрести политические дивиденды, деньги и другие материальные ценности, запугать врагов, разбив им разум и парализовав их волю, наполнить бандитизм, террор и вымогательство любовью, гармонией и бесстрашием, могут одухотворить жизнь избавляющего от фобий психолога, психиатра и создателя фильмов ужасов. Могут одухотворить жизнь бандита, гангстера и шантажиста, обогатить людей этих профессий, могут загубить жизнь тех, кто промышляет разбоем, вымогательством, занимается террором и шантажом, не являясь адептами культа Чамунды и Бхишанабхайравы, могут помочь обрести бесстрашие, уверенность и обожествление, могут уничтожить злых духов и разного вида негативности.

Чамунда и Бхишанабхайрава — разрушители заблуждений, невежества и злых тенденций в человеке, а также – возбудители и поддержатели всего этого. Их негативные проявления в человеке: адхармичность, стремление подчинять и побуждать только путем угроз и запугивания, а также порабощающая трусость.

Мы обязаны сказать несколько слов о вырождении трансгрессии культа Чамунды и Бхишанабхайравы в современной Индии. На некоторых изображениях южноиндийских традиций Бхишанабхайрава выглядит совсем не страшно: доброе женоподобное лицо, в руках трезубец, кривой меч, цветок лотоса и сосуд-камандал. Ужас, судя по всему, должны олицетворять лев-вахана и цвет кожи «проклятого белого человека» – европеоида. Перед нами явная деградация проявления трансгрессии и воцарение лубочного кича мэйнстрим-индуизма. Точно такая же беда произошла в северной Индии с изображениями Калабхайравы и Ватукабхайравы. Интересно как должна выглядеть богиня Чамунда, для того чтобы находиться в паре с кичевым слащавым и ласковым Бхишанабхайравой? Смазливой девочкой, управляющей своей ваханой – ласковым, улыбающимся мертвецом приятной наружности? Элизабет Шалье-Висувалингам пишет в одном из своих трудов: «Бхайрава больше не является фокусом трансгрессивных практик, каким он был в прошлом, его культ в Индии был «брахманизирован» в смысле «очищения» до такой степени, что в наши дни мало, чем отличается от храмового культа любого другого ортодоксального индуистского божества. Это может быть приписано различным социо-культуным трансформациям, особенно политическому преобладанию «очищающего» и обращающего в свою веру ислама…»

Слава богам, что доктор Шалье-Висувалингам ошиблась в своих выводах. Перед моим мысленным взором предстает сонм тантрических практиков, которые выразили бы резкое несогласие с заявлением уважаемой ученой жены. Не смогшей получить ключи к входу во внутренний тантрический круг адептов бхайрава-кали-мандалы и не догадавшейся (или побоявшейся) отправиться искать трансгрессивные традиции культа Бхайравы в сферу радикального тантризма и преступного мира Индии и Непала. Там, где древнее пламя и древние традиции живы и процветают. Пока существует хардкор тантризм и преступный мир – будут существовать мурти и иконы, на которых Бхишанабхайрава и Чамунда будут походить сами на себя. Потому как эти два мира никогда не допустят того, чтобы истинное божество было заменено на «чепушилу». На кого нагонит ужас и страх слащавый мальчик?! Как он может олицетворять божество вселенского ужаса, от которого исходят все виды страха? При всем вышесказанном нами, Э. Шалье-Висувалингам права в том, что распространенность и градус проявления трансгрессивных аспектов культа Бхайравы и Кали в современное время – оставляют желать лучшего.

В старинных источниках Бхишанабхайрава предстает гораздо более адекватно. Согласно древним источникам, Бхишанабхайрава и Чамунда излучают узор своих проявлений, одно из проявлений Бхишанабхайравы выглядит так: тело красного цвета, в руках палица с железными шипами, копье или праща с дротиком, щит и кувшин, лев в качестве ваханы. При этом атрибуты Бхишанабхайравы совпадают с атрибутами Унматтабхайравы и Самхарабхайравы, что может вызывать некоторое недоумение. А вот еще один вид проявления Бхишаны:

Trinethram, varadam, santham, kumarancha digambaram,

Gadgam soolam Kapalancha darinam musalam thadha,

Chamunda shakthi sahitham pretha vahana susthitham,

Raktha varnam maha devam Vabde Bheeshana Bhairavam.

«Я приветствую Ужасающего Бхайраву, трехглазого, имеющего тело кроваво-красного цвета, голого… держащего меч, трезубец, череп и пестик к ступе… с ним его шакти Чамунда едет на трупе».

На некоторых непальских изображениях тело передвигающегося на коне Бхишанабхайравы желтое, а тело Чамунды – черное. Согласно некоторым тантрическим традициям преступного мира, Бхишанабхайрава имеет тело цвета спекшейся крови – темно-красное. Его трехглазое лицо ужасно, клыкастая пасть полна острых зубов, на руках длинные острые когти. Его длинный раздвоенный язык напоминает язык змеи или ящерицы. Бхишанабхайрава украшен зловещими атрибутами смерти: кости, отрубленные руки и головы, отрезанные уши, черепа, змеи и скорпионы. Иногда он носит гирлянду из жгучего перца. Его брахманским шнуром может быть человеческая кишка. Одеждой его может быть содранная человеческая или слоновья шкура. В руках Бхишанабхайрава может держать шипастую палицу, меч, трубу из бедренной кости человека и копье с насаженной на него человеческой головой, дамару, иногда одна из его рук сложена в абхайа мудру, обращенную исключительно к адептам и ни к кому больше. Вахана – лев.

Составляющая пару этой антропоморфной манифестации Чамунда имеет три огненных глаза и ужасное, ухмыляющееся лицо, тело черного или темно-красного цвета. Альтернативные цвета тела: темно-серый, темно-синий и темно-зеленый. В руках Чамунда держит меч, трезубец, барабан дамару, отрезанную голову или чашу-капалу. Может передвигаться на следующих ваханах: труп-зомби, вампир, шакал, иногда – сова. Обычно она обнажена, часто тело изображают истощенным, иногда – с отвисшей грудью. Украшена гирляндами мужских голов или черепов, ювелирными изделиями из черепов, костей и скорпионов. Иногда облачена в пояс, с которого свисают отрубленные человеческие руки, иногда – в шкуру тигра. Прическа – джата-мукута, скрепленная змеей. Иногда проявляется сидящей на троне из трех черепов, использующей труп человека как подставку для ног. Принимает кровавые жертвы и пьет кровь. Остатки крови выпивают шакалы.

В абхичара мандале, традицию которой мы практикуем, Бхишанабхайрава и Чамунда проявляются почти идентично с манифестацией, только что описанной выше. Главным отличием будет цвет тела и некоторые незначительные детали. Тело антропоморфной манифестации Бхишанабхайравы в практикуемой нами традиции имеет зеленый цвет. Вместо волос его голову украшают хищные змеи, уложенные в «джата-мандалу» — круговую прическу, подобную ауре. Трехглазое лицо бога ужасно. Клыкастая пасть полна острых зубов, а его длинный раздвоенный язык напоминает язык змеи или ящерицы. В ушах Бхишанабхайрава носит серьги из пауков, вокруг его шеи – ожерелье из живой змеи, гирлянда из выколотых человеческих глаз, гирлянда из ушей, носов и языков, гирлянда из оторванных голов. Руки Бхишанабхайравы обладают длинными и острыми когтями, Все тело бога украшено зловещими атрибутами смерти: костями, отрубленными руками и головами, отрезанными ушами, черепами, змеями и скорпионами. Брахманский шнур Бхишанабхайравы сплетен из человеческих кишок. Бог одет в темно-красное и черное, а также носит содранную слоновью шкуру. Пояс его украшен отрубленными кистями рук и скальпами. В руках Бхишанабхайрава держит шипастую палицу, трезубец, дамару, еще одна его рука находится в положении абхайа мудры.

Антропоморфная манифестация Хастичамунды в мандале нашей традиции абхичары выглядит так: тело зеленого цвета, от того богиню именуют Хасти «Зеленая», ужасное, ухмыляющееся клыкастое лицо с вечно высунутым языком. На лице пылают три огненных глаза. Прическа богини – джата, скрепленная змеей. Шея Чамунды украшена ожерельем из змеи, гирляндой из отрезанных мужских голов, гирляндой из скорпионов и сколопендр. На плече богини сидит сова. В руках Чамунды труба из бедренной кости человека, отрезанная голова, меч кора, еще одна ее рука расположена в позиции варада мудры. Богиня облачена в темно-красное и черное, носит пояс, с которого свисают отрубленные человеческие руки, и тигровую шкуру.

Ее тайное имя – ВамА «Блюющая», «Извергающая». В аспекте божеств сферы вкуса и таттвы вода, данная пара проявляется как Пибабхайрава (Поглощающий Бхайрава) и Дантурабхайрава (Бхайрава зубастый монстр) и Асиджихва (Мечеязыкая).

Ваханами Бхишанабхайравы и Чамунды являются лев, шакал и зомби; тотемами – медведь, дракон, сова, летучая мышь. Их небесный спутник – бог Буддхи (Меркурий), их соседствующий спутник, согласно системе Васту – бог Кубера.

Чамунда и Бхишанабхайрава управляют прета кулой. Преты – духи умерших предков, которые по разным причинам не до конца ушли в мир иной и не переродились заново. Часто это были трудные по характеру, гневные или депрессивные люди, которые мучили родных еще при жизни. Преты привязаны к местам своей жизни и страдают от разного типа голода, беспокоя близких и знакомых людей. Они могут являться во снах, звать за собой, пугать – флюиды страха являются пищей для этих существ. Они жаждут быть с любимыми и поэтому зовут и просят о помощи. Но если человек удовлетворит их просьбу и согласится помочь, то он вскоре может заболеть или даже умереть.

Из книги «Абхичара – магия тантрических мистиков и колдунов»
Авторы: А. М. Джайадхар и С. М. Джайадхар