Буддийские Йогини тантры – это переделка шайва-шактистских тантр Видйьяпитхи
Новое начало, видимое в Йогини-тантрах, знаменует куда более интенсивное заимствование практик из текстов шайвитской Видьяпитхи, до той степени, где не осталось практически ничего, чтобы не было заимствовано из этого источника. Херуку теперь сопровождает страстная спутница (Ваджраварахи в текстах Чакрасамвары и Найратмья в Хеваджре), и в случае традиции Чакрасамвары, главные йогини из его свиты — особенность, которая соответствует Пичумате (Брахмаямале) из Видьяпитхи.
Более того, в случае с традицией разработанной на основе Лагхусамвары, изображение Херуки имеет несколько очевидных черт иконографии Шивы/Бхайравы в дополнение к тем, которые можно найти у Херуки из Сарвабуддасамайоги. Его тело черного цвета, у него двенадцать рук и четыре лица, с тремя глазами в каждом. Он стоит в позе воина с ваджрой и ваджрным колокольчиком в его двух главных руках, держит истекающую кровью шкуру убитого слона за своей спиной двумя верхними руками, а в оставшихся восьми он держит барабан дамару (ḍamaruḥ), боевой топор, нож-резак, трезубец, катвангу (khaṭvāṅgaḥ), чашу из черепа наполненную кровью, лассо и отрубленную голову бога Брахмы, носит длинную гирлянду из пятидесяти свежеотрубленных человеческих голов вокруг шеи, украшен пятью украшениями из человеческой кости и пеплом с погребальных костров покрывающих его конечности, — эти костяные украшения и пепел — шесть мудр капаликов, — с тигровой шкурой вокруг своей талии, брахманским шнуром в форме змеи (nāgayajñopavītaḥ) и венцом из черепов (kapālamālā) на его макушке, его спутанные в косы-дреды волосы (jaṭāmukuṭaḥ) завязаны в узел, спереди украшены двумя скрещенными вадржрами (viśvavajram) и молодым месяцом.
Его супруга Ваджраварахи стоит лицом к нему в сексуальном союзе, Херука прижимает ее к своей груди руками, которые держат ваджру и ваджрный колокольчик и скрещены у запястий за ее спиной. Она красного цвета, одноликая, имеет две руки, нагая, но ее украшают фрагменты человеческих костей на ее бердах (asthimekhalā), ее правая рука поднята вверха держа нож-резак, ее указательный палец сложен в жесте устрашения, а ее левая рука обнимает шею Херуки, держа близко ко рту чашу из черепа наполненную человеческой кровью и внутренностями, на ней гирлянда из пятидесяти отрубленных голов и пять украшений капаликов, она смеется и опьянена вожделением. Они окружены свитой из тридцати шести божеств именуемых йогинями, дакинями, вирешварами или вирини визуализируемыми в таком же стиле капаликов, в концентрических кругах четырех, двадцати четырех, восьми, двадцати четырех спутниц обнимающих героев (вир), и им поклоняются как обитателям двадцати четырех мест покрывающих весь суб-континент, от Уддияны на севере до Рамешвары на юге Индии, от Синдху на Западе, до Девикоты на Востоке. Они окружены восемью кладбищами.
Особенности шиваитской иконографии здесь представлены трезубецем, третьим глазом, молодым месяцем в волосах, нижним одеянием из тигровой шкуры, большим количеством голов и рук, чашей из черепа, катвангой, истекающей кровью слоновой шкурой, отрубленной головой Брахмы, змеем в качестве брахманского шнура, острыми клыками, ожерельем из черепов, пребыванием на местах погребения и пеплом на его конечностях. Все это вошло в шиваитскую иконографию задолго до формирования цикла тантр Чакрасамвары.
Шиваитский трезубец присутствует на печатях и инталиях кушанского и кушано-сасанидского периода в Гандхаре и Афганистане. Третий глаз есть у скульптур Шивы из Матхура около начала третьего столетия; аскетические собранные волосы и молодой месяц в них упоминаются в Махабхарате, также как тигровая шкура, большое количество рук и голов, его чаша из черепа, катванга, брахманский шнура в форме змеи, его острые клыки, гирлянды из черепов и его среда обитания на местах погребения покрытого пеплом погребальных костров. Его склонность носить слоновую шкуру также популярна в то время, и упоминается наряду с другими характеристиками поэтом Калидасой.
Что касается головы Брахмы, эта особенность тоже происходит из хорошо известного шиваитского мифа, хотя и не найденного в Махабхарате, в тексте общем для всех региональных версий, появляется в Скандапуране-Амбхикакханде, составленной в шестом или в первой половине седьмого столетия. Другие особенности в дополнение к этим, а именно гирлянда из отрубленных высушенных голов, нож-резак, барабан дамару, костяные украшения капаликов, женский партнер, чаша из черепа наполненная кровью и внутренностями, свита йогинь, их мужские партнеры (виры), священные места, животноголовые хранители врат, окружение из кладбищенских земель, — являются распространенными в иконографии Видьяпитхи. Только ваджра отличительный буддийский знак на этом изображении.
Таким образом, все это представляет буддийскую трансформацию самого Шивы в облике Бхайравы. На самом деле, в своем комментарии к Лагхусамваре Джаябхадра называет Херуку Ваджрарудрой, то есть, Шиву/Бхайраву обращенного и освобожденного благодаря постижению сущности будда-природы, который таким образом отказался от своей шиваитской идентичности и превзошел ее. Явно демонстрируя это превосходство Херука/Ваджрарудра и Ваджраварахи изображаются и визуализируются как стоящие на разбросанных, изувеченных телах черного Бхайравы и красной, худощавой Каларатри, их собственных до-буддийских двойниках, главных божествах Видьяпитхи.
Алексис Сандерсон