ТАНТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МЕДИТАТИВНОЙ РАБОТЫ С МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ И ЕЁ ФЕНОМЕНАМИ.

Адвайтисты медитируют на единственно существующую Божественность. Однако, в процессе жизни, нашей йогической практике, порой, трудно опереться лишь на это. Адвайта веданта говорит о том, что существует лишь единство, а органы чувств и антахкарана регистрируют существование множественности, которую предписывается считать иллюзией и игнорировать. Но на практике игнорировать её трудно, поскольку она везде. Это ослабляет восприятие всего как единую Божественность.

Тантризм, с его пара-адвайтой, выходит из этой ситуации с блеском и разными способами, основанными на включение множественности в божественное единство.

Первый способ: медитация на то, что всё происходит из изначальной треугольной матрицы – триады божеств Пара (Агхора), Парапара (Гхора) и Апара (Гхоратара); они приводят вот к такому: воспринимающий-восприятие-воспринимаемое. В едином просматривается триада и осознаётся её божественность.

Сейчас опишу второй способ. Выделение из единого триады и медитация на божественность каждого из её трёх элементов, позволяет использовать в медитации факт обнаружения множественности. Однако наши джнянендрии и антахкарана регистрируют гораздо большее количество феноменов, нежели тройка. Триады может оказаться недостаточно для оптимальной медитативной практики. Поэтому в единой божественной реальности рассматривается двенадцать и одно. Что это за двенадцать?

1) божества субъектности;
2) божества создания субъектов;
3) божества поддержания субъектов;
4) божества уничтожения субъектов;
5) божества восприятия; 6) божества начала восприятия;
7) божества поддержания восприятия;
8 ) божества прекращения восприятия; 9) божества объектности;
10) божества создания объектов;
11) божества поддержания объектов;
12) божества уничтожения объектов.

К этому добавляется тринадцатое: универсальная реальность, благодаря которой существует двенадцать. Такая система позволяет ещё лучше работать с множественностью в медитативной практике обожествления с помощью осознания. Всё в мироздании (так называемом внутреннем и внешнем мире) рассматривается, как проявление божественных сил двенадцатичного пантеона. Однако, ежедневную практику можно ещё более оптимизировать, добавив в неё ещё кое-что.

Мы постоянно сталкиваемся с нашей антахкараной (буддхи-ахамкара-манас) и с нашими джнянендриями (органы слуха, осязания, зрения, вкуса и запаха). Существует медитация на пантеон вибхасамана чакры, в который входят:

1) божества буддхи;
2) божества ахамкары;
3) божества манаса;
4) божества слуха;
5) божества осязания;
6) божества зрения;
7) божества вкусового восприятия;
8 ) божества обоняния.

К ним добавляется девятое: реальность, порождающая эту восьмёрку, которой божества восьмёрки подносят их продукты. Медитация осознания божественности всего этого очень помогает приблизить дживанмукти. Но и это ещё не всё.

Мы обладаем грубыми физическими телами, состоящими из разных элементов, это тоже можно задействовать в практике обожествляющего осознания. Изначальная реальность проявляет из себя божества субстанциональности тела, из которых манифестируются божества субстанций:

1) божества мозга и нервной системы;
2) божества костей скелета;
3) божества крови и красного костного мозга;
4) божества жира и жёлтого костного мозга;
5) божества мяса и соединительных тканей (плёнки, хрящи и сухожилия);
6) божества кожного покрова;
7) божества внутренней секреции (семя и т.д.)

Таким образом  и на агрегат грубого тела можно медитировать, как на продукт сонма божеств, происходящих из универсальной божественной реальности.

Все вышеописанные медитации входят в тантрический суточный медитативный комплекс. И этот комплекс не исчерпывается описанным мной. В этой статье я ограничусь вышеизложенным. Моей задачей было показать, как тантрик, медитируя на единую, универсальную божественную реальность, при этом также медитирует на божественную природу множественности, причём делает это с разных сторон, опираясь на разное. Такое соединение медитаций на универсальное божественное единство с медитациями на божественное происхождение множественности многократно усиливает садхану, что ускоряет обретение дживанмукти – освобождение от сансары, прижизненное обожествление.

А. М. Джайадхар

12.02.2024