Наличие свидетельствующего, воспринимающего, переживающего принципа создаёт силу переживания и объекты, которые можно пережить, воспринять. Сам по себе воспринимающий принцип нельзя отнести к небытию, или к бытию в его обычном понимании. Обычно люди признают бытием воспринимаемое, под которым понимают некие феномены. Если же не существует ничего воспринимаемого — то как бы нет бытия. Но нельзя сказать, что переживающий принцип является чистым небытием, потому что он порождает собой всё бытие и всё в бытии. Ведь не может чистое небытие породить то, что ему противоположно. И можно ли вообще говорить о небытии как о чём-то бытующем, и тем более нечто порождающем?
Переживающий принцип сам по себе, без всего другого, именуется в кашмирском шиваизме Анашрита Шива. Он считается первой из 36 таттв мироздания, второй таттвой является Шакти, Махашакти. Но при этом говорится, что на самом деле Анашрита Шива и Махашакти являются двумя аспектами единой Изначальной Божественной Реальности, и лишь для интеллектуального удобства рассматриваются как две отдельные таттвы. Там где воспринимающий, там и восприятие. Даже если нет объектов, воспринимающий принцип будет воспринимать сам себя, в этом случае субъект, объект и процесс восприятия будут одним. Это в сути своей отлично от чистого небытия и отлично от того, что многие люди понимают под бытием.
Помимо свойства освещать собой самого себя, воспринимать собой себя, в Анашрита Шиве содержится потенция воспринимать всё. И вот эта потенция порождает всё. Корневая Махашакти превращается в иччха-шакти: в волю всем проявиться. В этом случае Анашрита Шива проявляется как Садашива.
Воля к проявлению развивается в джняна шакти — в божественное всеведение, когда наполненное бесчисленными феноменами бытие существует как узор идей в Шиве, который в этом уровне проявляется как Ишвара.
Затем джняна шакти проявляется как крийа шакти, воплощающая голограмму узора идей в мироздание, на этом уровне Шива проявляется как Садвидйанатха.
Таким образом создан чистый мир божественности, чистота которого заключается в том, что даже на уровне воплощённого мироздания Садвидйанатхи, Шива осознаёт, что всё проявленное — не отдельно от него, что все проявления созданы из него, что всё это он.
Теперь Шиве остаётся выразить содержащуюся в нём потенцию проявления в виде нечистого мира, в котором субъект, восприятие и объект воспринимаются как различные, в котором Шива забывает о том, что он Шива, и думает, что он есть ограниченное живое существо. Для того, чтобы чистый мир породил нечистый мир, необходим промежуточный, транзитный мир, состоящий из принципов самоограничения Божественности. Этот мир именуется чисто-нечистым, он порождён чистым миром и порождает нечистый мир. Шива тут проявляется как Махааварана, а Шакти тут проявляется как Майа. Сам факт проявления майи проявляет канчуки — ограничивающие фильтры.
Пропуская себя через эти фильтры Шива проявляется как Пуруша, а Шакти проявляется как Пракрити. Пуруша и Пракрити творят все таттвы нечистого мироздания, вплоть до таттвы притхви, под которой понимается принцип существования плотной, грубой материи, образно именуемой «земля». Таким образом разворачиваются все 36 таттв и Божественность проявляется в полноте, блаженство которой именуется Джагадананда.
А. М. Джайадхар