Следование классическому тантризму на уровне низших тантр — это неукоснительное скрупулёзное следование деталям тантрических технологий. Отход от этих деталей, замена их на другие детали — на этом уровне считается отходом от классического тантризма, «отсебятиной». Следование же классическому тантризму на уровне высших тантр — это понимание целей, принципов и механики медитаций. На этом уровне от некоторых деталей можно отступать. Это не будет считаться отказом от практики классического тантризма, так как «от себя» тут понимается как «от бога», ибо богом является наша божественная природа, содержащая в себе творческую потенцию демиурга, протектора и уничтожителя.
На тропе вама марги, пути каул, важнейшим является понимание цели каждой медитации и механиза этой цели достижения. Что нам доступно от предшественников и современников — то перенимаем, что можем и хотим делать сами — то делаем сами. В обоих случаях, если человек понимает принципы всего этого — он адхикари, способный практиковать на этом уровне; а если не понимает, то он не адхикари, не способный практиковать на этом уровне.
Способному — учение и шактипат. Неспособному — открытые двери в храм — встав на четвереньки, на коленях молиться, разбивая лоб, и ставить свечки или воскурять сандал. Или идти в низший тантризм.
В кауле суть не в том, чтобы пальцы в мудре именно одним манером сгибать, а не другим манером. Суть в том, чтобы понимать, с какой целью нужно пальцы гнуть, почему это сработает, и каким образом это сработает, и при каких условиях.
Один из самых ярких примеров мастерства вамачары, каулы — это код Малини. Мастер взял 50 фонем, перемешал все фонемы в произвольном порядке, и… выел из этого хаоса стройную систему для медитаций! Это работа ума с помощью понимания цели и принципов работы разных методов.
Это именно самая традиционная вамачара, каула. А вот в дакшиначаре и низших тантрах тантрикам важна конкретная манера гнуть пальцы и другие технические детали. Так как в дакшиначаре омрачение считают тонкой материальной субстанцией, от которой отмывают ритуалы посредством конкретных технологий. А в вамачаре омрачение считается заблуждением ума, и оно смывается утверждением в правильном осознавании, какими бы техниками оно бы ни осуществлялось.
Вамачара — это работа с сознанием, дакшиначара — это в некоторой степени техниковерие, поклонение ритуальным техникам. Я никогда в жизни не планировал молиться инструментам достижения цели, техникам. Я всегда хотел овладеть принципами и вытекающими из них техниками для достижения Дживанмукти.
Если человек не понимает, как работают техники, то ему лучше взять какую-либо конкретную методику, которую поколения мистиков имеют в качестве ориентира, и неукоснительно ей следовать. Если человек понимает, как работают техники, то он может делать что угодно: следовать технике неизменно, модифицировать технику или делать новую конструкцию этой техники. Так как он понимает, что должно быть достигнутым и через какой механизм это достигается.
Если сказать образно, мы в кауле расчёску используем потому, что она волосы расчёсывает благодаря её конструкции, силой и талантом мастера-парикмахера. Мы не молимся расчёске за то, что она, будучи в руке мастера-парикмахера, наши волосы в порядок приводит, так как мы не считаем, что расчёска осуществляет это своей собственной волшебной силой. Причёска будет восхитительной благодаря таланту мастера-парикмахера. Сама же расчёска не волшебная, волшебна в этом случае сила таланта мастера.
Поэтому адепты каула марги высокого уровня должны быть мастерами, владеющим расчёской, чтобы сделать офигительную причёску, а не считать себя слугами «божественной» расчёски.
На бхайравайтов не действует негативная магия. Бхайравайты дакшиначарцы считают, что боги укутали бхайравайтов невидимой магической бронёй. А бхайравайты вамачарцы считают, что поскольку их природа и есть боги, от которых вся сила во вселенной, то эта природа и гарантирует иммунитет от негативной магии.
На некоторых тантриков действует негативное расположение планет в гороскопе — так как они не понимают, что их божественная природа выше негативных воздействий. А на других тантриков расположение планет дурно не влияет, потому что они понимают, что их божественная природа выше и сильнее такого влияния.
Так, к примеру, мудрый и самостоятельный духом — не подвержен государственной пропаганде, а несамостоятельный духом и глупый пропаганде подвержен. Слабый и хилый страдает от лёгких сквозняков, а сильный и закалённый к ним устойчив.
Вамачара, каула, это работа через осознание, так как с точки зрения вамачары сансара — это ошибка ума, а не реальное место во вселенной.
Так вышло, что людей со слабым интеллектом в мире больше, чем людей с сильным интеллектом. То же самое распространяется и на мистицизм. Большинству легче верить в то, что каменный идол бога обладает великой силой, чем понять, что идол этот только зеркало, показывающее наш собственный божественный аспект и действующее нашей силой, силой приходящей от нашей божественной природы.
Религии и тантры низшего порядка во многом исповедуют культ карго. Бинокль из палок и антенна из соломы, как и маршировка строем с деревянными ружьями на плечах и изготовление деревянных самолётов, говорят меланезийцы, исповедующие культ карго, приближает нас к могуществу белых людей, и это может призвать посланцев духов — божественных солдат США с ценными товарами, которые они подарят нам. Но мы-то понимаем, что механизм поступления ценных товаров на острова другой.
В кауле мы не следуем культу карго. Мы не считаем святыми детали нарисованных и визуализируемых чакр, схем, икон и структур паддхати. Мы можем менять детали и последовательность, если нам это нужно, или если нам этого хочется. При условии, что нашего уровня понимания и знания достаточно для совершения модификации без потери качества работы механизма практики. Это будет следованием классической практике традиции высшего тантризма.